Общество

00:00, 05 мая 2018

Не умереть бы от латыни

Екатерина ГАРБУЗОВА
Андрей ЛЫЖЕНКОВ

У старшеклассников на носу выпускные экзамены, они же –вступительные в вуз. От результатов зависит так много, что в панику не впадают только те, кто получать «вышку» даже не планировал. У остальных смысл жизни на ближайшие месяцы сводится к получению высокого балла. А чем сильнее волнуешься перед экзаменом – тем хуже в итоге оценка, это практически закон природы. В стрессовой ситуации память как бы отключается, и то, в чем был всегда силен, бесследно исчезает из головы. Казалось бы, сдача экзамена – дело житейское, а на самом деле накал страстей в эту пору такой, что подросткам нужна помощь, иногда даже медикаментозная.

Как настроишься, так и сдашь
Подростковый период, он же пубертатный, он же переходный, читай, переломный, – очень сложный. И пусть тинейджер хочет казаться махровым циником, но за тщательно выстроенным железобетонным фасадом всегда прячется чувствительное существо. Подростки легко поддаются панике. И во время ЕГЭ, пожалуй, чувствуют себя чуть лучше лабораторной лягушки на предметном стекле микроскопа: гаджеты отобраны, происходящее в классе транслируется в Сети, личного пространства не остается. Уже это может сбить с толку, выветрить последние знания. И попробуй возьми себя в руки…
Специалисты утверждают, что обязательная рамка металлодетектора и в целом предельная открытость экзамена могли бы не так сильно травмировать нежную душу подростка, если бы не сами взрослые. И вправду, ведь это учителя и родители нагнетают обстановку, дескать, жизнь рухнет, если именно сегодня, именно сейчас ты хоть в чем-то дашь маху.
Вот как описывает свое состояние Егор Ползунов, одиннадцатиклассник из Новомосковска:
– Сочетание букв ЕГЭ уже два года как представляется для меня самым важным. Тревожно: от этого экзамена зависит мое будущее. ЕГЭ – это огромная ответственность перед самим собой, родителями и учителями. Сейчас самая трудная пора, кажется, что многое я просто не успеваю. С другой стороны, я много занимался в школе, был участником конкурсов и олимпиад по выбранным предметам. И в момент самого экзамена все будет зависеть от того, насколько я буду собран.
Выходит, именно близкие люди – как раз те, кто должен сказать подростку: «Все у тебя получится!», подводят его прямиком к серии вегетативных кризов, к которым юность и без того склонна.

Трудный возраст
Весна для подростков время и без того сложное. Авитаминоз, частая смена погоды, гормоны бурлят, хочется всего и сразу. Сосредоточиться очень трудно, взять себя в руки и нацелиться на решение задачи еще труднее.
Как помочь тем, кто в особой группе риска, – выпускникам? С этим вопросом мы обратились к заместителю главного врача по детству Тульской городской больницы № 2 Татьяне Корягиной.
– Многие подростки испытывают колоссальные перегрузки, – говорит Татьяна Николаевна. – В современном обществе установился настоящий культ успеха, и чтобы отвечать ожиданиям родителей, ребята учатся в общеобразовательной и музыкальной школах, посещают факультативы по разным предметам, занимаются с репетиторами, ходят в кружки. Если спорт, то про­фес­сио­наль­ный, а он, как известно, не дарит, а уносит здоровье. У ребят нет возможности провести время в свое удовольствие, чтобы отвоевать такое право, надо идти на конфликт. А это прямая дорога к кризу.
Во время криза происходит мощный выброс адреналина и других гормонов, возникает резкий спазм сосудов, подскакивает артериальное и внутричерепное давление. Кто-то из подростков без сил падает на диван, кто-то, напротив – развивает нездоровую активность. Чем меньше понимания он находит в близком окружении, тем чаще начинает «кризовать». Здоровье может пошатнуться. «Если только не умру от своей латыни», – пели когда-то школяры, и не так уж далеки они были от истины.
Подростки занимают шестую часть всех детей, которых обслуживает ГБ2. И, по утверждению Корягиной, заболеваемость этой категории с каждым годом растет, как и число пациентов, стоящих на диспансерном учете. Чаще всего подросткам досаждают болезни органов дыхания – ОРВИ, фарингиты, тонзиллиты. В старших классах к моменту ЕГЭ многие уже успевают заработать букет хронических болезней: нарушение зрения и костно-мышечной системы, вегетососудистую дистонию.
ВСД включает и неврологическую симптоматику (утомляемость, плохой сон, раздражительность) и изменения со стороны сердечно-сосудистой системы. Дети, по их собственному признанию, «чувствуют себя здесь и не здесь» – сознание путается, очень неприятное состояние, что и говорить.
Хуже всего тем из них, у кого ВСД по смешанному типу: то нервы шалят, то сердце, то все сразу. А страдают ВСД до 80 процентов подростков.

Что им от нас нужно
По утверждению Татьяны Корягиной, если у ребенка есть такие проблемы, за две-три недели до начала экзаменов надо посетить лечащего врача. Но вот беда, именно в мае ребятам совсем не до этого.
В это напряженное время родители просто обязаны уделять выпускникам гораздо больше времени, чем обычно. Разговаривать, выяснять болевые точки. Объяснять, что все это временно, скоро кончится, напоминать ребенку, что знаний у него достаточно и экзамен точно будет сдан.
Главное помнить: подросток никогда не будет валяться на диване без причины, такое уж это активное создание. Если лежит весь день пластом – значит, что-то точно не в порядке. Ведь нарушения в работе органов и систем могут быть скрытыми, видны, например, на энцефалограмме, которую в ходе рядовых обследований не делают.
Если у подростка вегетососудистая дистония, невролог непременно пропишет ему ноотропы. Курс желательно пропить перед экзаменом, тогда память от волнения ухудшаться не будет. И обязательно что-нибудь успокоительное: пустырник, валериану, глицин, тенатен. Седативные средства всегда накопительного действия, поэтому начинать их принимать надо заранее.
Но самое главное – помочь подростку выработать оптимальный режим труда и отдыха. Ложиться вовремя сейчас как никогда важно. Разумеется, речь о том, чтобы уснуть пораньше, а не просто принять горизонтальное положение и часами смотреть смешные картинки на смартфоне.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий