Общество

20:20, 08 сентября 2014

О конных граблях и беспечности товарища Захарова

 Сергей МИТРОФАНОВ
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Наше издание продолжает знакомить читателей с рассекреченными документами 1941 года, которые хранятся в фондах Государственного архива Тульской области. Сегодня мы расскажем о любопытных эпизодах, происходивших в  первые месяцы Великой Отечественной войны на территории Щекинского района.
Сенокосилки для аэродрома
Для защиты рубежей Советского Союза понадобится много самолетов и, соответственно, аэродромов – такой тезис озвучили тульским властям представители Военно-воздушных сил. Строительство истребителей или бомбардировщиков наши земляки, конечно же, не потянули бы. Но за сооружение взлетно-посадочной полосы взялись без вопросов.
Для этого уже в июле 1941-го из колхозов мобилизовали так называемые конные грабли, полторы сотни подвод и 32 сенокосилки. В голое поле прислали около 250 селян. Оказывать содействие колхозникам вызвались 800 рабочих, служащих и домохозяек, которые в выходной день ровно в шесть утра явились на сборный пункт для поездки на строительство важного объекта. Потом к ним присоединились учителя.
«В первый день было неплохо организовано обслуживание. Без перебоя работали несколько палаток с продуктами и водами, проводились беседы на оборонные темы», – говорится в одном из отчетов той поры.
Люди есть –
работы нет

Но затем стали возникать различные проблемы. Из-за большого наплыва рабочей силы командование просто не смогло грамотно обеспечить ее расстановку – и в результате половина прибывших просто скучала без дела в ожидании каких-либо заданий.
А бывало и так, что уже выполненную работу приходилось переделывать по несколько раз – это происходило из-за слабого контроля со стороны специалистов. Но как бы то ни было, с ответственным заданием по строительству аэродрома жители Щекина, Огаревки и других населенных пунктов в июле справились. При этом наши земляки порой трудились с трех часов ночи до восьми вечера!
«Настроение работающих было хорошее. В бригадах проводилась читка газет и сводок Совинформбюро. Слушатели задавали много вопросов об экономике Англии, о том, почему наши войска долго не переходят в наступление, об отношениях с США, Японией», – сообщается в архивных документах.
Странные «точки»
Случались в то время и таинственные вещи. Так, 30 июня некий гражданин Захаров возвращался из Щекина домой в Ясную Поляну. По дороге мужчина наблюдал странную картину. Со стороны Тулы на юг двигался самолет, который над лесом недалеко от усадьбы Льва Толстого «опустил первый раз три точки и второй раз – четыре».
– Что это были за «точки», в наши дни понять крайне затруднительно, – комментирует документ краевед Сергей Новиков. – Возможно, пролетала поврежденная вражеская авиамашина, которая беспорядочно сбрасывала бомбы, избавляясь от груза. А может быть, с самолета кидали какие-то вещи для немецких диверсантов, уже тогда они могли быть заброшены противником на территорию Тульской области.
Так или иначе, но «Захаров мер по розыску не принял и в органы НКВД не сообщил. И только после вмешательства других лиц спустя 2 часа 45 минут он позвонил участковому уполномоченному о замеченном».
Подобное молчание обернулось для Захарова выговором «за проявленные беспечность и благодушие».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Дорога в облака

05 сентября, 09:00

Жилищный ликбез

05 сентября, 09:00

Сим-сим, закройся!

05 сентября, 09:00

На эту же тему