Общество

20:53, 02 сентября 2014

От шумеров до Кутузова

 Юлия Пшенникова
 Геннадий Поляков

В стенах тульского клуба «Мята» профессиональный историк, преподаватель Южного федерального университета в Ростове-на-Дону Сергей Деркач прочел лекцию в рамках масштабного образовательного проекта «Пивной сомелье».

Рассказ, сопровождавшийся визуальным рядом, длился два часа. Начав со способов приготовления и значения пенного напитка у древних шумеров, закончили на ХХ веке. Слушатели узнали о мифах и легендах, сопровождавших процесс рождения хмельного напитка в древних цивилизациях и Средневековье, о крупнейших производителях в Новое время и о культуре потребления.
Ростовские ученые при подготовке экспозиции музея на местном филиале «Балтики» собрали уникальные артефакты и документы о янтарном напитке. При этом сомневаться в их подлинности, в отличие от того, что пишут в Интернете, повода нет. Об этом всем Сергей рассказал в рамках своего мастер-класса на проекте «Пивной сомелье», который вопреки названию не просто учит разбираться в тонкостях вкусовой палитры различных сортов, но и постоянно открывает для своих слушателей по всей ­стране интересные аспекты истории и культуры производства.
– Первые упоминания о пенном напитке датированы VI веком до нашей эры, – начал Деркач. – У древних шумеров был даже особый иероглиф, обозначавший его. Изначально хмельное питье готовили не для удовольствия – это оказался наиболее простой и действенный способ обеспечить себя в жару жидкостью, которая бы не портилась. А в Междуречье, где зародилась шумерская цивилизация, самым распространенным злаком был как раз ячмень…
Дальше – интереснее. Историк поведал притихшей аудитории, что у древнего народа была даже «специальная» богиня, покровительствовавшая процессу рождения янтарного напитка. Люди тогда еще не знали сути биологического процесса, благодаря которому вода и зерно превращаются в нечто совершенно иное. Объяснить это маленькое чудо можно было только одним иррациональным способом – так пожелало некое верховное существо.
– Пили пенное через длинные трубки. Как думаете почему? – Деркач обратился к слушателям.
Люди задумались, повисла пауза. Однако истину все же удалось нащупать.
– Это был способ отфильтровать его, – крикнул кто-то из зала.
– Верно, – согласился лектор. – Все примеси естественным образом опускались на дно или поднимались на поверхность. А чистый, вкусный напиток находился в середине, добраться до него можно было такой вот трубкой.
Сохранились свидетельства, что у знатных дам имелись личные трубочки из чистого золота.
– Есть мнение, что янтарный напиток всегда предпочитали в областях холодных; в жарких же пили что покрепче, – продолжал Деркач. – Однако считать так ошибочно. В Древнем Египте пенное было напитком церемониальным. Любая молитва у египтян начиналась с перечисления подношений богам: хлеба и хмельного питья.
Почти в каждом захоронении обнаруживается статуэтка раба, занятого его приготовлением. Предполагалось, что таким образом человеку знатному обеспечивали возможность угощаться янтарным напитком даже в загробном мире.
Вероятно, небезызвестная Нефертити была большой поклонницей «хмельной амброзии», о которой мы ведем речь. Такой вывод можно сделать из того, что при раскопках на стенах древнего «завода» по его производству обнаружены ее изображения. В те далекие времена сотрудники таких производств освобождались от воинской службы. Это говорит о том, что ценились они весьма высоко. Еще бы –  в Древнем Египте знали целых 17 сортов хмельного напитка: с добавлением меда и различных специй.
Историк Геродот в своих трудах упоминает и скифский пенный напиток. А многочисленные изображения показывают, что скифы пили из рогов, что позволяет провести любопытную параллель с жителями Кавказа.
– Сохранились и картины, на которых варят пенное не в металлических чанах, а в деревянных. Как вы думаете, возможно ли такое? – лектор в очередной раз озадачил слушателей.
– Несомненно, – не растерялись туляки. – Если бросать в деревянный чан раскаленные камни.
Тут историку нечего было добавить – ответ попал в самое яблочко. Оставалось лишь немного развить тему, пояснив: металлическая посуда стоила гораздо дороже, позволить ее могли себе далеко не все. Иное дело – деревянная, она-то имелась в каждом доме. Кстати, у скифов «колдовали» над пенным женщины, а не мужчины, что могло бы показаться логичным.
Упоминается янтарный напиток и в знаменитой «Повести временных лет». А в Средневековье лучшими его производителями были монахи. Ведь они владели письмом и могли фиксировать удачные рецепты. Хотя и у них своих курьезов хватало. Наука все еще не была готова дать ответ на вопрос, почему питие иногда получается, а иногда нет – процесс брожения еще не был открыт. Однако существовало поверье, научную суть которого сейчас объяснит любой школьник. Считалось, чтобы сусло начало пениться, в него надо опустить штаны. Почему? Да потому что микроорганизмы, которых на нестиранной одежде в изобилии, как раз и запускают процесс брожения.
Под занавес встречи Сергей Деркач рассказал о том, что хмелеводческим заводиком владел небезызвестный Кутузов. А Суворов и вовсе был хозяином производства пенного напитка.
В конце мероприятия наиболее эрудированные его участники, ответившие на максимальное количество вопросов лектора, получили призы – диски с интересными материалами образовательного проекта «Пивной сомелье».
Отметим, этот проект реализуется компанией «Балтика» для совершеннолетних участников в формате edutainment, сочетающем в себе обучение и развлечение. В дальнейшем слушатели получат знания о правилах подачи и сочетаниях напитка с разнообразными блюдами, совмещая теоретические занятия с практическим обучением основам дегустации.
Это позволит расширить культурный кругозор участников образовательной программы и по-но­во­му взглянуть на продукт – как на благородный напиток с многовековой историей и традициями, а также особой культурой потребления.
Лекции в «Мяте» будут проходить до конца года каждую последнюю среду месяца в 19.00. 
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему