Общество

09:32, 14 февраля 2019

От Вернера никто не пришел

 Сергей МИТРОФАНОВ
 с сайта stalinogorsk.ru

20 ноября 1942 года региональным Управлением НКВД был арестован и привлечен к уголовной ответственности житель поселка Аварийного, что в городе Сталиногорске (ныне Новомосковск), Владимир Голов. О том, в чем его обвинили и как в дальнейшем сложилась его судьба, удалось узнать только в наши дни из рассекреченных документов, хранящихся в Государственном архиве Тульской области.

Мюллер в Сталиногорске
«Произведенным расследованием установлено: Голов остался проживать на оккупированной немцами территории. В ноябре 1941 года к нему на квартиру поместились четыре немецких офицера, с которыми он установил тесную связь, а в конце ноября одним из офицеров по имени Вернер был завербован в качестве агента немецкой разведки и получил задание выявлять партизан, коммунистов и военнослужащих РККА, – говорится в составленном в Туле и утвержденном 31 января 1943 года обвинительном заключении к следственному делу № 5525. – Перед отступлением немецких войск из города Сталиногорска от разведки получил новое задание – собирать сведения в районе Сталиногорска о расположении частей Красной армии, ее вооружении, передвижении, вести наблюдение за железнодорожной станцией Сборная, устанавливать число проходящих через нее воинских эшелонов, их направление и чем они вооружены. Кроме этого, от немецкого разведчика Вернера получил задание сфотографировать пущенный в строй химкомбинат и железнодорожную станцию Сборная.
Выполняя задание, еще при немцах Голов неоднократно выходил на поселок керамкомбината, посещая городскую управу, магазин, школу с целью выявления партизан, коммунистов и подозрительных лиц».
Как следует из материалов ГАТО, Владимир Голов виновным себя признал полностью. Он уточнил следствию, что через пару дней после оккупации Сталиногорска у него дома поселились германские офицеры Вернер, Мюллер, Вальтер и Фин. 28 или 29 ноября 1941 года в вечернее время после непродолжительной беседы с Вернером последний предложил Владимиру Евгеньевичу «помогать немецкому командованию в восстановлении разрушенного хозяйства, в наведении на занятой немцами территории порядка и спокойствия, для чего выявлять партизан, коммунистов и подозрительных лиц, появлявшихся в поселке. На это Голов дал свое согласие».
Сфотографировать химкомбинат
«Перед отступлением войск 8 или 9 декабря 1941 года Вернер в процессе беседы заявил, что немецкая армия скоро уйдет с поселка, а мы с вами не должны терять связь, – говорится далее в архивных документах. – Эта работа, которую вы выполняли, закончена, а надо выполнять другую, т. е. придет Красная армия, устанавливайте ее расположение, численность, вооружение, проходящие по железной дороге и останавливающиеся на станции воинские эшелоны, и здесь же Вернер предложил сфотографировать химкомбинат после того, как он красными будет восстановлен, и все сведения, которые будут собраны, передать человеку, который придет от Вернера. Выполняя задание Вернера, ежедневно часов с 10 утра уходил на поселок керамкомбината с целью обнаружения коммунистов и подозрительных лиц, для этого большую часть времени проводил в управе, где проходило регистрацию население. Кроме этого, заходил в восстанавливающуюся школу, в магазин, где на отвлеченную тему разговаривал со знакомыми, имея в виду оставшихся коммунистов и появляются ли на поселке подозрительные лица, а о результатах наблюдения ежедневно информировал Вернера. Оставаясь проживать в тылу Красной армии, по долгу службы часто ходил в Сталиногорск на станцию Сборная, вследствие чего имел возможность наблюдать за передвижением воинских эшелонов. Так, до апреля 1942 года установил пять эшелонов, шедших на Сталиногорск, из коих один эшелон был санитарный, состоящий из 31 вагона, т. е. четыре вагона были пассажирскими, а остальные теплушки. В остальных четырех эшелонах находилось 63 вагона с людьми, 27 вагонов с лошадьми, 10 платформ с телегами и санями, 2 платформы с противотанковыми пушками. Эти сведения готов был передать пришедшему человеку от Вернера, но так как от немцев до ареста никто не пришел, то эти сведения остались непереданными».
Унжелаг НКВД
В материалах ГАТО указано, что Владимир Голов родился в 1912 году в семье помещика в деревне Лутовиново Болховского района соседней Орловской области. Учился в техникуме, но не окончил его. Правда, имел специальность техника-строителя. Членом партии не являлся. Состоял в браке, воспитывал дочь. До оккупации Сталиногорска работал начальником механической мастерской шамотного завода. После изгнания гитлеровцев исполнял обязанности директора керамокомбината, а позднее трудился мастером-нормировщиком ремпромбазы.
Следственное дело было решено направить на рассмотрение Особого совещания при НКВД СССР, применив к Голову высшую меру наказания – расстрел. Однако из составленной 10 апреля 1944 года справки к следственному делу следует, что в конечном итоге мужчина был осужден 21 апреля 1943-го на 15 лет и отправлен отбывать наказание в Унжелаг НКВД (исправительно-трудовой лагерь с центром на станции Сухобезводное железной дороги в Горьковской области). Сегодня известно, чем занимались те, кто попадал в этот лагерь: поставляли в Москву дрова, изготавливали лыжи, строили автомобильные и железные дороги, выпускали кирпич, шпалы, обувь, мебель...
Самое интересное в этой истории – ее окончание: согласно данным сайта ru.openlist.wiki Владимир Голов был реабилитирован, причем не в девяностые, как это обычно происходило, а еще 31 мая 1956 года.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий