Общество

08:30, 11 ноября 2020

При задержании пыталась защитить себя «финкой»

«Тульские известия» в рамках, по сути, теперь уже и международного проекта, посвященного 75-летию Победы, подготовили к публикации большой материал на основе уникальных немецких документов, полученных этой осенью журналистом нашего издания Сергеем Митрофановым из Федерального военного архива во Фрайбурге (Германия). Во вражеском отчете идет речь о трех советских радистах-парашютистах, захваченных гитлеровцами на Брянщине. Среди них были двое, кто проживал в нашем регионе! Скорее всего, о них у нас ничего не знали с военной поры. Донесение 221-ой охранной дивизии («Допросы 729-й группой тайной полевой полиции – внешней командой «Унеча» и разведотделом дивизии») было направлено 24 июля 1942 года командующему группой армий «Центр». Переводчик и исследователь событий Второй мировой войны Алексей Кислицын, проживающий в Германии, любезно согласился специально для нашего издания перевести этот ценный документ. А мы приступаем к розыску родственников  смелой девушки, уроженки Тулы, 28.5.1923 года рождения. Ее звали Валентина Григорьевна Григорьева.

Вечером 21.7.1942 г. у деревни Шулаковка (примерно 7 км восточнее Унечи) русской службой охраны общественного порядка были задержаны нездешние мужчина и женщина. Оба пытались остановиться на постой, но вызвали подозрение странными вопросами. Мужчина предпринял попытку побега и при этом был ранен в голову. Женщина при ее задержании пыталась защитить себя финским ножом.
Немцы в лесу.jpg
Арестованные были переданы присутствовавшему агенту тайной полевой полиции для проверки. После долгих запирательств оба признали себя членами группы радистов-агентов, которая была высажена возле деревни, примерно в 5 км к северу от железной дороги (деревня Лиски), 18.7.42 в 1:00.
У арестованных обнаружили при себе по паспорту, свидетельству о непригодности к военной службе, 2 свидетельства, удостоверяющих владельцев как жителей Мглинского и Погарского районов, 205 рейхсмарок (банкноты кредитной кассы рейха), 2 компаса, 1 карманные часы и 2 финских кинжала, кроме того, точные карты-схемы Унечского района. Арестованные признались, что все документы и справки поддельные.
Команда тайной полевой полиции в штатском немедленно отправилась вместе с арестованными агентами на указанное ими место высадки и провела поиск спрятанных там раций группы. В лесной чащобе удалось найти тайник и радиста, который попытался отстреливаться из пистолета, и захватить живым и здоровым.
В тайнике хорошо замаскированного шалаша, который снаружи был накрыт парашютами, были обнаружены следующие предметы: 1 приемо-передающее устройство (рация) с дополнительными батареями, 3 комплекта парашютного снаряжения, различные бумаги, среди которых ключи к кодам и шифры радиста, русская военная карта района Унечи и окрестностей, 3 мешка продуктов, одежды и т.д., 2 пистолета системы наган, 967 рейхсмарок –кредитными кассовыми бумагами рейха, 1368 рублей – в русских купюрах.
Арестованные на допросах показали следующее. Все трое проходили в Кунцево (недалеко от Москвы) десятидневное обучение. В процессе обучения им было сказано, что район Унечи для русской разведки достаточно непросматриваем и в этом районе есть очень мало агентов. Задачей группы было самостоятельно завербовать новых сотрудников и агентов и координировать их работу. В качестве объекта разведки им была в первую очередь указана находящаяся рядом железная дорога. Они должны радировать информацию об активности движения, типах составов, системе охраны дороги и поездов, местах противовоздушной обороны, а также обо всем, что покажется важным.
Далее точное количество, состав частей в районе Унечи и отдельно города Унечи. Длительность их заброски рассчитана на 3 месяца. После истечения этого времени их по рации отзывают, либо, если она не будет работать, они возвращаются самостоятельно. На основании их донесений будет видно, надо ли в район Унечи отправлять еще одну бОльшую группу. По показаниям командира захваченной группы, речь идет о хорошо вооруженной диверсионной группе, с которой им нужно было бы взаимодействовать. Ему также перед вылетом было сказано, что они в Унече будут не одиноки. Что делать с этой информацией, ему сказано не было. Кроме того, ему было сказано, что в районе Унечи действует большой партизанский отряд, однако его местоположение и состав указаны не были. Встреча с этим отрядом и связь с другими не запрещалась, но взаимодействие или работа на эти отряды строго запрещались. Оба мужчины захваченной группы были очень удивлены обхождением с ними и добровольно стали давать показания, поскольку им рассказывали ужасы о том, что произойдет, если они попадут в немецкие руки. Женщина многократно пыталась обмануть службу и в процессе поиска тайника в лесу как единственная, кто знал, где он, отказывалась его показать. Она пыталась вести пропагандистские разговоры с русскими агентами тайной полевой полиции и сообщила, что у тайника радиста есть еще один большой отряд, который будет его искать. Она сказала, что обладает еще многими важными сведениями, но она скорее умрет как настоящий большевик, чем расскажет. Стало известно, что вдоль железной дороги высажено много подобных групп радистов.
D8OYCv-Ikfw.jpg

1. Иван Алексеевич Миронов, родился 21.9.1915 г. в Кирове (Смоленская область), последнее место жительства – Киров, русский, плотник, холост.
Семья в Кирове – мать, отец умер.
Воинская служба: призванный, старший сержант, с 1937 года в 31-м отдельном мостостроительном батальоне. Гарнизон Тарнополь (Украина). Последнее местоположение: Белев (Тульская область).
Взят в плен: 21.7.1942 в деревне Шулаковка Унечского района русской службой охраны общественного порядка.
Снаряжение: фальшивые документы, компас, финский нож, карманные часы, пистолет, карта района Унечи, гражданская одежда, мешок с продуктами, немецкие деньги кредитными кассовыми бумагами рейха.
Функция в группе: командир группы радистов.
Попал в группу: командир батальона Миронова – военный инженер 2-го ранга (майор) Золотарев сообщил о необходимости. Миронов вызвался добровольно. Обучение: в Кунцево, западнее Москвы. Обучение шло со 2 по 12 июля 1942 года.
Продолжение следует.
Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ
Фото waralbum.ru
ПОДПИСИ К ФОТО: 
1) В тылу врага действовало множество разведывательно-диверсионных групп. Некоторые были уничтожены или пленены в первые же недели пребывания на захваченной территории

2) Скорее всего, как и эта девушка на довоенной почтовой марке, выглядела и тулячка Валя Григорьева, заброшенная самолетом на оккупированную Брянщину

 


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий