Общество

09:00, 16 сентября 2016

Профи общего изготовления

О наставничестве в здравоохранении сейчас много говорят – что оно необходимо, что во всех лечебных учреждениях оно есть и что поддерживать учителей молодой медицинской поросли следует изо всех сил.

 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Но разговоры о наставничестве остаются разговорами, а экономические рычаги в этом отношении не использовались никогда.
Стоит отметить, что новоиспеченного доктора никто не бросит в работу, как щенка в реку: авось выплывет. Первое время его курируют как заведующий отделением, так и более опытные товарищи по цеху, ведь речь идет о здоровье, а то и жизни пациента. Но и сами наставники в течение всей своей жизни в профессии активно учатся, во множестве случаев спрашивают мнение коллег, ищут оперативных контактов со специалистами, максимально продвинутыми в той или иной теме.
– Если врач «зазвездил», он как профессионал кончился, – утверждает заведующая отделением лучевой диагностики Киреевской ЦРБ Жанна Котова.

Столько вакансий, хороших и разных
В государственном здравоохранении Киреевского района 95 врачей, 23 из них имеют высшую квалификационную категорию, трое носят звание «Заслуженный врач РФ». Так что натаскивать молодежь есть кому.
Больнице необходимо делать ставку на привлечение именно молодых кадров, ведь более половины врачебного коллектива – это люди предпенсионного и пенсионного возраста.
В лечебные учреждения района требуются участковые терапевты, педиатры, анестезиологи-реаниматологи, отоларингологи, инфекционист, врачи ультразвуковой диагностики. Бонусы регио­нальной программы развития кадровых ресурсов государственных учреждений здравоохранения, по которой врачам, в зависимости от специальности, полагается от 500 тысяч до 1 миллиона руб­лей единовременной выплаты, льготные кредиты на жилье и другое, здесь не пропускают. И все равно до стабилизации кадровой ситуации пока далеко.
В прошлом году из учреждений районного здравоохранения выбыло 10 врачей, а пришли им на смену только 7. Из них пятеро – молодые специалисты, которых еще учить и учить.
Для того чтобы кадровый дефицит не слишком сказывался на порядке и качестве оказания медицинской помощи, многим приходится работать за себя и «за того парня», коэффициент совместительства очень высокий – 2,1. Что все равно не освобождает опытных докторов от необходимости вникать во все «телодвижения» новичков.
Рентгенолог Елена Лепехина трудится в Киреевской ЦРБ с 1 сентября, мы разговаривали с ней в ее четвертый в жизни рабочий день. Но она уже успела себя ощутить за широким плечом заведующей отделением лучевой диагностики Жанны ­Сергеевны Котовой. Все снимки, диски проходят не только через ее руки, но и через руки наставника.
Лена родом из Киреевска, в медицинском институте ТулГу училась за счет бюджета Тульской области, с ЦРБ заключила контракт на отработку пяти лет и сейчас собирает документы на получение 800 тысяч руб­лей единовременной выплаты. Но главное, что ее встретили здесь максимально заинтересованно, а это всегда дорогого стоит.

Не повинность, а насущная необходимость
Жанна Котова:
– Стать врачом в одиночку невозможно. Какой бы ты ни был гениальный, все равно своим умом до всего не дойдешь. Медицина – та сфера, где практический опыт, передаваемый тебе коллегами непосредственно в ходе лечебного процесса, значит ничуть не меньше, чем полученные за годы учебы знания. Если в силу обстоятельств молодой специалист остается совсем один на каком-то участке работы, профессионально состояться он не сможет. В своей среде мы знаем: врач становится врачом никак не после окончания учебы и практики, а только проработав лет десять. Поэтому наставничество в медицине – это насущная необходимость.
Жанна ­Сергеевна приводит простой пример. В интернатуре врач посмотрит два десятка маммографий, и все. А это исследование сильно отличается от других лучевых методик. Поэтому, когда в прошлом году в отделении появился выпускник нашего медвуза рентгенолог ­Сергей Рыбин, каждую маммографию и вообще все снимки она с ним смотрела в четыре глаза. Сегодня ­Сергей уже более самостоятелен в своих оценках, теперь пристальное внимание новенькой – Лене Лепехиной.
– Врача после интернатуры заведующий отделением плотно контролирует в течение трех лет, иногда дольше, – рассказывает Жанна Котова. – Этот процесс у нас в стране никто никогда не пытался упорядочить. В Америке есть институт резидентуры, которая продолжается десять лет. Опытный врач на практике обучает начинающих, и чем больше у тебя резидентов, тем больше зарплата. В итоге еще надо сдать экзамены, доктор может на них вовсе не допустить, то есть фактически – не допустить до самостоятельной практики. У нас когда-то на производстве наставничество оплачивалось, в медицине же – никогда. Поэтому процесс этот часто хаотичный. А каким он может быть, если все все делают исключительно по велению сердца? Я обучаю, потому что меня обучали и потому что меня обучают до сих пор.

Эстафета наставничества
Учитель Котовой – врач высшей квалификационной категории, заслуженный врач РФ Ольга Николаевна Олемская. В июне в возрасте 69 лет она ушла на заслуженный отдых: внукам требовалась бабушка. Но, проработав в районном здравоохранении 40 лет, Олемская всегда продолжала упорно учиться и успела воспитать целую плеяду рентгенологов, специалистов УЗИ.
– Это сейчас ультразвуковое исследование стало рутинной процедурой, а когда все только начиналось, врачи ориентировались, что называется, на ощупь. Трудно назвать какую-то другую диагностическую методику, где человеческий фактор столь же важен. Это крайне субъективное исследование: как поставишь датчик, как будешь смотреть полного, а как худого пациента, такая и картина тебе откроется. Ольга Николаевна могла часами просиживать с каждым доктором перед монитором, отслеживая рисунок теней, вокруг нее всегда были ученики, в том числе я, – рассказывает Козлова. – Пять лет назад она фактически отказалась от заведования отделением, передав эту эстафету мне. Вместе с учениками.
С уходом Олемской коллегиальность, необходимая при сложных случаях, никуда не ушла, теперь Котова связывается с кли­нико-диагностическим центром областной больницы, где есть палочка-выручалочка всех специалистов лучевой диагностики – Галина Цкипури. А как иначе? Вот недавно молоденькая пациентка пришла с такой редчайшей формой пиелонефрита, что его удалось отличить от злокачественного процесса в почках, только связавшись со всеми ведущими диагностами и нефрологами области. А представьте, если б отличить не удалось?
Профессия врача сама по себе несет такую потребность – учиться, затем – учить, учась. И как бы этот процесс ни назывался, его невозможно ни отложить, ни перепоручить кому-то. Врач не может стать успешным, благодаря только самому себе, его успех всегда заслуга его старших коллег.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий