Общество

14:54, 10 июня 2020

«Пропал в морском бою»

Как могут быть связаны между собой уроженец Тульской области и крупный портовый город Новый Орлеан, что в американском штате Луизиана? А вот как. Оказывается, именно там, в США, в 1943 году на верфи «Хиггинс Индастри» был построен торпедный катер типа А-2 «Хиггинс». Ждала его дальняя дорога! Уже осенью он был принят от американцев советскими ВМС в счет поставок по ленд-лизу. В последние дни декабря 1943-го морским путем катер попал в Советский Союз – а именно в Мурманск. 14 января 1944-го «интуриста» включили в состав Северного флота. И получил он название ТК № 203.

 

Торпедист Фирсаев

А пока зарубежный корабль шел в СССР, встречи с ним ждал наш земляк, Григорий Иванович Фирсаев. О нем из документов Центрального военно-морского архива известно следующее. Родился 9 февраля 1924 года в деревне Ясенки Арсеньевского района. Окончил 7 классов. Женат не был. Работал. Вот только призывался уже из другого района – из Заокского. Как так вышло? Очевидно, семья переехала на новое место. Во время войны мать Григория – Лукерья Васильевна – проживала в деревне Пашково (по другим данным, в селе Татарское) Заокского района. Молодой человек надел военную форму летом 1942-го. Дослужился до звания старший краснофлотец. Освоил специальность торпедист 3-го класса. И попал комсомолец Фирсаев служить на тот самый ТК № 203. «Пропал без вести в морском бою 19 августа 1944 года», – указано о нашем земляке в именном списке безвозвратных потерь личного состава по Северному флоту. Что же тогда случилось? «В ночь с 18 на 19 августа 1944 года в Варангер-фиорде при атаке конвоя был протаранен и расстрелян немецкими тральщиками М-202 и М-31. Попали в плен 8 членов экипажа», – говорится о судьбе торпедного катера на сайте proza.ru. А вот что сообщает нам Интернет-источник «Кольский Север»: «Потоплен 19.08.1944 германскими кораблями охранения в районе между мысом Кибергнес и островом Варде (Северная Норвегия) во время атаки конвоя противника. Погиб 1 член экипажа, 10 моряков взяты в плен экипажем германского эсминца».

Подлодки, самолеты и катера

А как все было на самом деле? Ответ на этот вопрос дает историк Владимир Нагирняк из Самары. Статью «”Хиггинсы” и ”Восперы” против немецкого судоходства» он в свое время разместил на ресурсе warspot.ru. 

катера.jpg

По словам исследователя, 18 августа 1944 года один из самолетов 118-го разведывательного авиаполка ВВС Северного флота, производивших разведку у побережья северной Норвегии, западнее мыса Нордкин заметил вражеский конвой, двигавшийся на восток. Потом он был обнаружен самолетами-разведчиками еще дважды. Что представлял собой конвой? Это три транспортов по 6000 тонн каждый, два миноносца, тральщик и дюжина сторожевых кораблей. С воздуха их прикрывала пара истребителей ФВ-190. Об обнаружении конвоя были оповещены советские подлодки, находящиеся на позициях у берегов Норвегии. Из-за погодных условий наши авиаторы не могли атаковать противника. Поэтому решили задействовать и торпедные катера. Как выглядит описание операции, проведенной силами Северного флота против вражеского конвоя 18-19 августа 1944 года, с советской стороны? «Согласно плану, нападение должно было произойти 19 августа в 02:00-03:00 в районе мыса Кибергнес, когда конвой пройдет остров Варде, – пишет Владимир Нагирняк. – Для этого 9 катеров были разделены на две группы: первые 4 катера имели задачу связать противника артиллерийско-пулеметным огнем и поставить дымовую завесу для подхода второй группы из 5 катеров к главным целям конвоя. 19 августа катера атаковали немецкий конвой. Конвой был застигнут в беспорядочном строю, многие суда стояли без хода, и лишь часть боевых кораблей ходила на малых скоростях вдоль конвоя, охраняя его со стороны моря. Суть тактики катеров в этом бою состояла в том, чтобы поставить дымовую завесу вдоль всего конвоя, и, проходя сквозь нее, выпускать торпеды по немецким кораблям, используя эффект внезапности и лишая противника возможности вести сосредоточенный огонь по катерам».

Цемент ушел на дно

Бой с участием торпедиста Григория Фирсаева продолжался 43 минуты. Не обошлось без потерь – катер ТК № 203 старшего лейтенанта А.А. Карташова получил тяжелые повреждения корпуса и потерял ход. «Карташов просил снять команду, но не смог точно обозначить местонахождение, поэтому его поиск катерами ударной группы успеха не имел, – говорится в статье. – Так как погода все еще не позволяла атаковать конвой силами авиации, в дневное время для доразведки были посланы «Киттихауки» из 118-го авиаполка. Катер ТК № 203 обнаружен не был. Согласно заявленным командирами катеров успехам, потери противника были оценены так: потоплено два транспорта, три миноносца, три тральщика, пять сторожевых кораблей, сторожевой катер, а также повреждены транспорт и сторожевой корабль».

А что сообщает противник? «Согласно журналу боевых действий командующего морской обороной района базы Киркенес контр-адмирала фон Троты, восточный конвой LF 128 KI в составе четырех транспортов с грузом угля и цемента, двух танкеров с бензином и мазутом в сопровождении 18 кораблей эскорта вышел в Киркенес 18 августа. В 23:52 у правого борта сторожевого корабля V 6112 раздался взрыв, и сторожевик затонул, при этом погибло 32 человека. С большой долей уверенности можно утверждать, причиной гибели стали торпеды М-201 (советской подлодки. – Прим. ред.). В 01:05 у мыса Кибергнес LF 128 KI подвергся нападению советских торпедных катеров, – уточняет Владимир Нагирняк. – Были торпедированы и затонули сторожевик V 6102 и немецкий транспорт «Кольмар». Немецкая сторона посчитала, что три советских катера были уничтожены, а еще два – вероятно, потоплены. В плен были взяты девять членов экипажа катера старшего лейтенанта Карташова. Подводя итоги операции сил Северного флота против немецкого конвоя LF 128 KI, хотелось бы отметить следующее. Операция была проведена достаточно грамотно при взаимодействии различных сил флота и завершилась успешно. Хотя конвой и не был уничтожен, он понес серьезные потери – кроме двух кораблей охранения, был потоплен транспорт с важным для противника грузом (1500 тонн цемента и 651 тонна других грузов), при потере одного собственного катера. Любопытно, что обе стороны после боя у мыса Кибергнес явно завысили свои успехи. Так, советская сторона считала, что уничтожила почти половину судов и две трети кораблей охранения конвоя, а немцы были уверены, что потопили треть катеров из 14 нападавших». 

Норвегия, Швеция, Финляндия

А что же стало с Григорием Фирсаевым? Торпедист попал в плен. И вот что мы узнаем о судьбе моряка на сайте www.pobeda1945.su: «Содержался в лагере военнопленных в Норвегии. После освобождения, в июле 1945 года через сборный пункт Мелвик в составе железнодорожного эшелона из норвежского города Джесшей отправлен в шведский морской порт, оттуда морским путем на финском морском транспорте по Балтийскому морю в Финляндию и далее в СССР. Железнодорожным эшелоном доставлен в Московский военный округ. В июле 1945 года в 317-м запасном стрелковом полку 33-й запасной стрелковой дивизии Московского военного округа прошел спецпроверку». Правда, в «Книге памяти Тульской области» почему-то до сих пор числится пропавшим без вести... Ну а то, что он выжил, подтверждается еще и тем фактом, что в 1985-м Григорий Иванович был награжден орденом Отечественной войны II степени. 

отл.jpeg

Это пока все, что мы узнали об этом моряке с удивительной судьбой. А самые важные подробности того морского боя, в котором Фирсаев «пропал», скорее всего, находятся в его проверочно-фильтрационном деле.

Сергей МИТРОФАНОВ

Фото с сайта warspot.ru

На фото: 

1) Торпедные катера Северного флота типа «Хиггинс» пришвартованы у пирса. Из попавших в кадр катеров как минимум два участвовали в бою ночью с 18 на 19 августа 1944 года 

2) Неизвестно, был ли наш земляк удостоен вот такого нагрудного знака. Но орден Отечественной войны II степени в 1985-м он получил

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий