Общество

18:26, 26 февраля 2013

Пряник для реликтовых специалистов

Вокруг медицины всегда множество слухов, сплетен и упреков разной степени справедливости. Еще бы! Уже несколько лет государство вливает в здравоохранение большие деньги, общий объем финансирования одной только областной программы модернизации – 6 миллиардов рублей. А ведь действует еще целый ряд федеральных и региональных программ, призванных улучшать конкретные направления отрасли. В результате на медицину приходится 50 процентов регионального госзаказа. Как уж тут не сплетничать!..
Но, согласитесь, узнать о реальных итогах программы модернизации и дальнейших шагах по реформированию областного здравоохранения лучше всего не по разрозненной и противоречивой информации случайных источников, а от первых лиц. Что и сделал наш корреспондент, встретившись с министром здравоохранения Тульской области Ольгой АВАНЕСЯН.

– Ольга Александровна, по сообщению ряда средств массовой информации, ссылающихся на региональное министерство финансов, лечебным учреждениям не удалось задействовать более миллиарда рублей. Поскольку программа модернизации закончилась, с этой нешуточной суммой придется распрощаться. Как такое могло случиться?
– Эти утверждения абсолютно беспочвенны. К первому января 2013-го выделенные федеральные средства были освоены на 85,5 процента, а с учетом образовавшейся экономии, которая составила 300 миллионов рублей, – на 90 процентов. Согласитесь, это неплохой результат, учитывая, что к концу 2011 года удалось пустить в дело всего лишь один процент запланированных средств. Кроме того, деньги, которые еще не стали оборудованием или санитарным транспортом, что называется, «связаны», то есть на них заключены госконтракты. Таким образом, их фактическое освоение перешло на этот год, и в основном средства будут потрачены уже в первом квартале. Так что ни о какой потере миллиарда рублей не может быть даже речи. В части освоения стандартов медицинской помощи и обеспечения ее доступности программа была выполнена почти на сто процентов, и в конце декабря Тульской области из федерального бюджета были дополнительно перечислены 177,4 миллиона рублей «премиальных».
– Вы беретесь утверждать, что ни одно из направлений программы не провалено? Откуда тогда слухи?
– Вы меня извините, я их не слышу – некогда. Министерство работает с крайней степенью напряжения. В прошлом году было заключено более 800 государственных контрактов на проведение ремонтных работ, закупку медицинского оборудования и санитарного транспорта. Приходилось вести большую работу по снижению цены без потери качества. В срочном режиме, чтобы освоить сэкономленные средства, размещались дополнительные торги. Велась постоянная работа с недобросовестными подрядчиками и поставщиками, возникала необходимость выходить с претензиями, в том числе в суд. Вероятно, слухи появляются из-за недостатка разъяснительной работы, но мы это исправим… Так что провалов в выполнении программы нет, хотя не все задачи решены одинаково успешно.
– С этого места можно поподробней?
– Работа по информатизации здравоохранения выполнена пока чуть более чем на 50 процентов. Приступили к ней довольно поздно – в конце 2011 года – из-за сложного механизма взаимодействия с телекоммуникационными организациями. Сегодня каналы связи между учреждениями сделаны, а локальные сети внутри ЛПУ только монтируются. Так что медицинская информационная система здравоохранения пока не готова. Но выделенные на нее деньги перешли на 2013 год, и до июля все необходимые мероприятия будут завершены. На сегодняшний день введены в действие 87 электронных регистратур в поликлиниках, 322 медицинских объекта подключены к широкополосным каналам связи.
– Ольга Александровна, но вот, например, многочисленные нарушения во время реализации одного из направлений программы – проведения диспансеризации населения – это уже не из области сплетен. Областная прокуратура размещала такую информацию на своем официальном сайте, причем количество уголовных дел в каждом из проверенных ЛПУ исчислялось десятками. Людей там обследовали, так сказать, заочно: врачи их в глаза не видели, но данные медосмотров в амбулаторных картах присутствуют…
– Пока прокуратурой не доведено до министерства никакой информации по данному поводу. Что, согласитесь, странно… Мы, со своей стороны, тоже проверяли ход диспансеризации – и подростков и работающего населения. Схема нарушений была такой. Человек, допустим, работает на вредном производстве и уже прошел углубленный осмотр, как это положено. А потом результаты этого осмотра дублировались в отчетах по диспансеризации работающего населения. В результате Фонд обязательного медицинского страхования оплатил одно и то же дважды. Такого не должно быть, и двух осмотров тоже быть не может. Ведь не будут же пациенту два раза в месяц делать флюорографию или биохимический анализ крови. Министерством приняты все меры для того, чтобы исключить подобные ситуации в ходе всеобщей диспансеризации населения страны, она стартует в этом году. Область, кстати, закупает десять амбулаторно-поликлинических комплексов – это укомплектованные специальным оборудованием автобусы, которые к лету начнут ездить по населенным пунктам и обследовать население. Кроме того, будут приобретены передвижные маммографы и флюорографы для тех же целей.
– В прошлом году Рос­потребнадзор из-за крайне неудовлетворительного санитарного состояния приостанавливал работу инфекционных отделений трех районных больниц, двух противотуберкулезных диспансеров, психиатрической больницы, двух бюро судебно-медицинской экспертизы, нескольких корпусов Ваныкинской больницы, девяти ФАПов… Что, после столь масштабных ремонтных работ, которые прошли в области в рамках программы модернизации здравоохранения, довольно странно…
– Масштабных? Суммарно ремонты медицинских учреждений обошлись в 506 миллионов рублей. Этого абсолютно недостаточно! Мне кажется, общественное мнение слишком сконцентрировалось на программе модернизации здравоохранения, а ею одной, поверьте, сыт не будешь. Современные санитарные нормы к некоторым нашим медицинским организациям, к сожалению, пока неприменимы. Например, в инфекционных больницах мало провести ремонт, там необходима полная реконструкция, поскольку по нормам должны быть боксы. Это требует очень больших затрат. В Богородицке как раз удалось сделать боксированное инфекционное отделение, а в остальных территориях работы еще непочатый край. Как только что нас известило Министерство здравоохранения РФ, программу модернизации решено продолжить еще на три года. Пока нет информации об основных направлениях и выделяемых средствах, но тут важен сам факт.
В области и сегодня действуют несколько федеральных программ и областная целевая программа развития здравоохранения. Так что все впереди, и это не только ремонты. Есть уверенность, что будут построены изоляционно-диагностический и инфекционно-боксированный корпуса детской областной больницы. А также современный перинатальный центр, на возведение которого федеральный бюджет выделяет два миллиарда рублей.
– В прошлом году шел болезненный процесс реформирования сети лечебных учреждений. Он закончен?
– Он будет продолжаться. Мы уже пережили организационно сложную передачу в государственную собственность Тульской области 104 муниципальных учреждений здравоохранения. В ведении министерства их оказалось 143, это слишком большая, а потому плохо управляемая сеть. Постепенно районы организовали у себя аналог старых добрых ТМО (территориальные медицинские объединения. – Ред.), но Новомосковск, Щекино, Ефремов еще в процессе. 11 стоматологических поликлиник стали одним юридическим лицом с общей бухгалтерией, едиными подходами к управлению. Три дома ребенка реорганизованы в один, детские санатории стали филиалами самого крупного из них – многопрофильного санатория «Иншинка». Подстанции скорой помощи в Туле, Узловой и Новомосковске присоединены к больницам, пятая горбольница в Туле становится структурным подразделением областной больницы №2 в Ясной Поляне. Если говорить коротко, к концу 2013 года в области будет около 70 самостоятельных лечебных учреждений. При этом ни одно из существующих сегодня не исчезнет, все останутся на своих местах. То есть реорганизация – наша, внутриведомственная, головная боль, интересов пациента она не затрагивает.
– Зато сильно ущемляет интересы административного аппарата еще недавно самостоятельного ЛПУ… Удается обходиться без скандалов?
– Смотря что считать скандалом… Разговоры типа – «вот сейчас все разом уволимся» – были. Два коллектива пришлось приглашать сюда для разъяснений, неоднократно с теми же разъяснениями я выезжала на место сама. После чего страсти постепенно сходили на нет.
– Самая большая проблема здравоохранения – кадры. Можно что угодно построить и по последнему слову техники оснастить, но что делать, если работать будет некому?
– В области принята программа кадрового обеспечения здравоохранения, сейчас она проходит последние согласования в правительстве и, надеюсь, в марте уже заработает. Программа большая, многофакторная, поэтому скажу главное. Тем специалистам в возрасте до 35 лет, кто придет работать в городские лечебные учреждения, будут выплачиваться «подъемные» в размере 500 тысяч рублей. Таким «пряником» мы надеемся привлечь в городские больницы не менее 130 докторов. Более того, если это врач особо дефицитной, редкой специальности, ему выплатят еще 300 тысяч, в сумме получится 800 тысяч рублей единовременного пособия. Таких «реликтов», по предварительным подсчетам, будет семь десятков человек.
– Какие же специальности являются редкими? Огласите, пожалуйста, весь список…
– Участковые педиатры и терапевты, неонатологи, диетологи, онкологи первичных онкологических кабинетов, анестезиологи-реаниматологи, фтизиатры, рентгенологи, психиатры, наркологи… Средним медицинским работникам редких специальностей также положены «подъемные» – 300 тысяч рублей. Имеются в виду рентгенолаборанты, анестезистки, акушерки… Лишь бы все эти люди впервые прибыли на работу в наш регион.
– Если так «тянуть одеяло» в сторону города, не останется ли село вообще без специалистов?
– Не останется. Программа «Земский доктор» будет продолжена, а предусмотренная ею выплата больше, чем в городе, – 1 миллион рублей. Кроме того, она в этом году распространена и на рабочие поселки, так что мы надеемся привлечь в сельское здравоохранение больше двадцати докторов. Правда, финансируется «Земский доктор» теперь на паритетных началах: 500 тысяч из федерального бюджета и столько же из областного. Необходимые средства в региональной казне предусмотрены.
Екатерина ГАРБУЗОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему