Общество

16:36, 30 ноября 2018

Щекинское дело

 Сергей МИТРОФАНОВ
 gazetahimik.ru

«Щекинским районным отделом Управления НКВД по Тульской области по полученным сведениям была арестована группа предателей и изменников Родины в составе: Астафорова Федора Филипповича, Носкова Федора Васильевича и Астафоровой Ольги Акимовны». Так начинается обвинительное заключение к следственному делу № 1749, составленное в Туле 17 февраля 1942 года.
Из документа, рассекреченного в Государственном архиве Тульской области только в этом году, следует, что в период оккупации Щекинского района гитлеровскими войсками Астафоров и Носков, «будучи враждебно настроенными к ВКП(б) и советской власти, поддерживали между собой тесную связь, посещали друг друга и стали на путь предательства и измены социалистической Родине, активно помогали немецко-фашистскому командованию, выдавая коммунистов карательному отряду, которые впоследствии расстреливались фашистами».
В обвинительном заключении говорится, что мужчины по совместному сговору написали в штаб германского командования заявление на членов ВКП(б) для принятия мер к этим коммунистам, «проводящим антигерманский саботаж и распространяющим слухи о возврате большевизма». Что же конкретно указали в этом заявлении Федор Филиппович и Федор Васильевич? Оно, кстати, проходило по делу как вещественное доказательство. «Со дня эвакуации коммунистов саботаж с каждым днем усиливается, как-то: в распространении слухов, совершенно ничем не обоснованных. Произносятся от лиц, заинтересованных в возврате большевизма и так далее».
Дальше – больше. В документах ГАТО сказано, что Астафоров, принимая активное участие в борьбе с коммунистами, лично арестовал члена партии Павла Ивановича Серегина и сдал его карательному отряду. И затем Серегин в присутствии Астафорова был расстрелян… Впоследствии убитый похоронен в братской могиле в Щекине на улице Льва Толстого. О нем сообщается следующее: погибший воевал в звании техника-лейтенанта, а затем стал партизаном.
Кроме того, все тот же Астафоров выдал парторга ЦК ВКП(б) шахты № 18 треста «Щекинуголь» Царькова, который также был фашистами ликвидирован. Но и на этом щекинец не успокоился. «Разыскивал членов ВКП(б) Попова, Шабанова, Новикова и других, – говорится в обвинительном заключении. – Астафоров и Носков занимались клеветой на советский строй и восхваляли фашизм. Совместно с Астафоровым Ф. Ф. стала на путь предательства и его жена Астафорова Ольга Акимовна. Так, ею был выдан девятилетний сын расстрелянных Ситниковых, которого фашисты также расстреляли. Принимала активные действия в выдаче гестаповцам членов ВКП(б) Попова А. Н. и Шабанова А. И.». Напомним, в период оккупации гитлеровцы убили семью щекинского партработника Ситникова – и эти жертвы нацистов преданы земле там же, где Серегин и Царьков.
Деятельность этой тройки подтверждалась показаниями шести свидетелей и проведенными очными ставками, говорится в документах военной поры. Надо сказать, Астафоров признал себя виновным в предъявленном ему обвинении и показал: «Помимо выдачи члена ВКП(б) Серегина Павла Ивановича немецкому карательному отряду, я совместно с Носковым Федором Васильевичем 8 декабря 1941 года на имя штаба германского командования написал заявление об антигерманских настроениях среди населения города Щекино и о своем презрении к большевикам». Что побудило мужчину выдавать соотечественников? Есть в материалах ГАТО ответ и на этот вопрос. Так, Астафоров далее рассказал следователю следующее: «На путь предателя и изменника Родины я стал потому, что недоволен советской властью и большевиками, потому что они занимались пустыми разговорами о борьбе с немцами. Во всех листовках, сбрасываемых с самолетов, призывают бороться с немцами, тогда как населению бороться было нечем».
А вот Носков виновным себя не признал, однако был полностью уличен самим Астафоровым во время очных ставок, а также показаниями свидетеля Семенихина. «Ушла в несознанку» и супруга Астафорова, но тут веское слово вновь сказали свидетели.
Как следует из материалов ГАТО, Федор Филиппович Астафоров родился в 1897 году в деревне Орловка Троекуровского района соседней Рязанской области. В партии не состоял. В 1932-м осужден на четыре года. До ареста проживал в поселке шахты № 2 треста «Щекинуголь» Щекинского района. Работал столяром в Щекинской стройконторе. Его жена Ольга Астафорова родилась в 1899 году (впрочем, есть сведения, что в 1898-м) – там же, где и ее муж. Считалась малограмотной, в ВКП(б) не состояла. До ареста нигде не работала.
А Федор Носков, родившийся в 1881 году (по другим данным – в 1883-м), появился на свет в семье крестьян-середняков в деревне Коровики Щекинского района. Окончил четыре класса. В партию не вступал. Состоял в браке. Был судим в 1931-м, получив два года исправительно-трудовых лагерей. До ареста проживал на родине и трудился плотником в колхозе «Красный дол».
Астафорова арестовали 17 января 1942 года, его супругу – 23-го, а Носкова взяли 20 января. Всех на время следствия отправили в тульскую тюрьму № 1. Следственное дело постановили направить на рассмотрение Особого совещания при НКВД СССР, применив ко всем обвиняемым расстрел. В итоге супруги Астафоровы, как видно из пометки на обвинительном заключении, 25 марта 1942 года осуждены к высшей мере наказания. На сайте ru.openlist.wiki указано, что Носкова также приговорили к расстрелу весной 1942-го и привели приговор в исполнение в июле того же года в Туле. Интересный факт: 10 марта 1993 года Федор Васильевич был реабилитирован. А вот муж и жена Астафоровы в списках жертв политического террора в СССР не значатся.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий