Общество

09:00, 22 августа 2014

Сочинение возвращается

 Татьяна МОТОРИНА
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

В декабре одиннадцатиклассники, которые сейчас беспечно жарятся на солнышке, будут писать выпускное (это ключевое слово!) сочинение. Правда, в порядке эксперимента. Напишут ли? Мы спросили об этом тульских учителей.

По последним данным, сочинение нужно будет написать в жанре эссе. Темы станут известны только в момент экзамена, хотя к началу учебного года должны озвучить пять направлений, в рамках которых их разработают. Объем текста, по предложению федерального министра образования Дмитрия Ливанова, ограничивать не станут – определят только необходимый минимум слов. Оценивать работы предстоит учителям написавших ребят, причем не по пятибалльной шкале, а в формате «зачет-незачет». Пересдать можно будет в течение второго полугодия, поскольку только после успешного написания сочинения выпускника допустят к ЕГЭ. Также предполагается, что зачет за это творческое испытание превратится в 10 баллов единого госэкзамена, что важно при поступлении в вуз.
– Я положительно отношусь к возращению сочинения, – говорит Светлана Шалимова, учитель русского языка Иншинской школы Ленинского района, победитель областного конкурса «Учитель года–2012». – Пробовать обязательно надо, только вот получится ли… Пока не представляю, как все это будет выглядеть.
Настораживает Шалимову система оценки. Полстраницы текста будет считаться сочинением. И какого текста – не стандартного школьного сочинения, а эссе!
– Эссе – очень сложный жанр, – говорит педагог гимназии №2 города Тулы Светлана Антонова. – В школе мы его фактически не изучаем. Непонятно, как готовиться к написанию такого текста, министерство еще не предложило никаких методических разработок, пособий. Даже сами учителя в некоторой растерянности на этот счет, что уж говорить о школьниках.
По мнению Антоновой, механизм проверки тоже нуждается в доведении до ума – ведь если оценивать работы станут преподаватели той же школы, то велик шанс, что все, или почти все, ребята получат «зачет». Кстати, неясно, будет ли оплачиваться педагогам дополнительная нагрузка, а она обещает быть немалой.
Задача учителя, и без того нелегкая, осложняется тем, что на уроки литературы в 11-м классе выделяется всего 3 академических часа в неделю, а прохождение программы еще никто не отменял. Кроме того, говорит Светлана Шалимова, есть опасения, что школьники, написав сочинение, совсем забросят литературу во втором полугодии – к чему она, раз «зачет» уже получен?
Однако все может получиться с точностью до наоборот:
– Сейчас сочинение пишут только в рамках ЕГЭ по русскому, отдельного экзамена нет, – говорит Светлана Антонова. – И русский язык у нас, получается, главный предмет, а литература – как будто второстепенный, вспомогательный. Я надеюсь, что с появлением сочинения на литературу обратят то внимание, которого она заслуживает.
Да и в «сложном» жанре эссе, оказывается, кроются определенные плюсы:
– Ученику придется рассуждать, писать «от себя». И тут как на ладони будет все: его умение выражать мысли, его кругозор, его жизненная позиция, – говорит Светлана Шалимова.
Короче говоря, станет понятно, что он за личность, чем живет. Быть может, сочинение – конечно, с грамотно составленными темами и четкой системой оценки – превратится в эдакий «тест на мировоззрение». Тест, который для школы будет поважнее всех контрольных, лабораторных и ЕГЭ вместе взятых.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему