Общество

18:52, 14 марта 2013

Стерегущие небо

«Все слышали об американских самолетах-невидимках, сделанных по технологии «Стелс». Но я вам откровенно скажу: не такие уж они и невидимые, как об этом заявляют ученые США. Если представить, что подобные авиамашины вдруг окажутся над Тульской областью, то мы обязательно их засечем», – рассказал нашей репортерской группе один из офицеров радиотехнического батальона, расположенного на территории Ленинского района.
Пауэрс не проскочил!
Воинское подразделение дислоцируется неподалеку от автодороги Тула–Калуга. Съезжаешь с трассы влево, катишь вдоль заснеженных полей, мимо лесопосадки и дач – и вдруг перед тобой шлагбаум, за ним войсковая часть, а на «сопках» красуются подвижные радиовысотомеры-«качалки» и огромные локаторы. Это радиолокационная станция, которая отслеживает воздушные цели за сотни километров от Тулы. Все военнослужащие батальона знают, какую важную миссию им доверено выполнять – контролировать воздушное пространство страны. А информация о ситуации в небе оперативно уходит в органы управления государством, центры Единой системы организации воздушного движения России и другие структуры. От того, как справятся офицеры и солдаты с поставленными задачами, зависит многое. Достаточно вспомнить историю создания и развития радиотехнических войск (РТВ), появившихся в СССР относительно недавно – в начале 1950-х годов. Начавшаяся в 1946 году «холодная война» поставила задачу раннего обнаружения самолетов вероятного противника в ранг одной из важнейших государственных задач.
Широко известен эпизод с уничтожением американского самолета-разведчика U-2  весной 1960 года, который по заданию ЦРУ пилотировал Фрэнсис Гэри Пауэрс. Его удалось обнаружить еще до подхода к государственной границе Советского Союза и сопровождать до момента уничтожения в районе Свердловска. Летом того же года на основании данных, полученных от РТВ, наши истребители сбили еще один вражеский летательный аппарат, нарушивший границу на севере Кольского полуострова. Генерал-лейтенант Александр Шрамченко, возглавлявший РТВ с 1999 по 2006 годы,  в одном из интервью «Независимому военному обозрению» говорил, что пик напряжения пришелся на начало восьмидесятых. Причина – разгар «холодной войны», активизация авиации стран НАТО у границ нашего государства. Количество подъемов подразделений по готовности «номер 1» только  за месяц достигало нескольких сотен раз!
«Цель выдай –
потом разберись»
Вместе с командиром радиотехнического батальона подполковником Олегом Романюком спускаемся под землю на командный пункт. Повсюду карты, датчики,  всевозможные экраны, где видны десятки воздушных судов…  Офицеры поясняют: отсюда можно вести наблюдение за летательными аппаратами в радиусе 350 километров. Получаем инструкцию: фотографировать можно все, кроме специальных планшетов, на которых военнослужащие делают особые отметки. Замечаем лозунг: «Цель выдай – потом разберись». Смысл прост: главное для военных – как можно скорее оповестить о появлении в небе несанкционированного объекта. Идентифицировать «свой–чужой» успеется. А цели тут фиксируют разные – и не только гражданские и военные самолеты. Обычно авиаторы предупреждают батальон за сутки о готовящемся перелете в том или ином районе – а радиоспециалистам только остается проследить маршрут передвижения. Но если вдруг на экранах появляется «НЛО» (так здесь называют незапланированные летающие объекты), то тут уже объявляется тревога и в воздух поднимаются истребители – летчики определяют нарушителя. Часто этим самым «НЛО» оказывается шар-зонд или большое облако… А бывает и так, что от представителей авиации по какой-то причине в войска не поступила заявка о предстоящем перелете самолета.
– Есть аэродромы, куда мы принуждаем садиться «беззаявочных». Однажды за время моей службы был такой случай: со стороны Украины на нашу территорию залетел Ан-26. Мы его засекли и посадили в Курске,  – рассказывает майор Виктор Глухов.
«Старушка»
пока надежная,
но перевооружаться надо
Выходим из «подземелья», чтобы осмотреть позиции под открытым небом. Нас сопровождает заместитель командира по воспитательной работе 25-летний старший лейтенант Александр Горбенко. Сам он родом из Ставропольского края. В 2009 году окончил Санкт-Петербургское высшее военное училище радиоэлектроники – к слову, сейчас оно расформировано… По распределению попал в Тульскую область. Молодой офицер проводит экскурсию по военному хозяйству, которое обслуживают несколько десятков человек. Вот, например, радиовысотомер ПРВ-13, выпускавшийся в Балахне Нижегородской области. Стоял на вооружении не только СССР, но и Германии. Может засечь объекты, пролетающие за 300 с лишним километров от места его базирования. А вот – радиолокационная станция «Оборона 14». В войсках используется с 1974 года. «Старушка» определяет скорость и траекторию полета воздушных целей на больших дальностях и высотах даже в условиях интенсивного радиопротиводействия. Но все это, как говорится, вчерашний день. Как заметил начальник радиотехнических войск Военно-воздушных сил России полковник Михаил Смолкин в интервью «Красной Звезде»: «К сожалению, доля современных средств радиолокации составляет 10 процентов, средств автоматизации – 60, что, несомненно, нас не удовлетворяет. В соответствии с Государственной программой вооружения для оснащения РТВ закупаются современные радиолокационные комплексы и станции типа «Небо», «Противник», «Гамма», «Радиолуч», «Сопка», «Каста», комплексы средств автоматизации «Фундамент», «Крым». Закупки осуществляются в тех объемах, которые нам необходимы для обеспечения современного вооружения. К 2015 году они составят не менее 30 процентов, а к 2020 году – не менее 70 процентов».
Ну а пока устаревшие, но все еще надежные военные «глаза» и «уши»  обслуживают свыше 50 человек личного состава. Кроме офицеров здесь служат солдаты-срочники из Орловской, Рязанской, Брянской, Курской, Тверской областей, Чувашии. Один парень – с Северного Кавказа, приехал к брату в Калугу, когда пришло время служить в армии, решил пойти в радиотехнический батальон под Тулу. Туда, где вот уже много лет неукоснительно выполняются три заповеди: обнаружить, оповестить, навести.
Сергей МИТРОФАНОВ
Елена КУЗНЕЦОВА
Фоторепортаж
на сайте tnews.tula.net
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий