Общество

09:00, 18 апреля 2014

Судьба на печке не нашла

Ольга ЛАНИНА
Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Сергей Иванович Уманец, полковник в отставке, кандидат юридических наук, доцент, директор Тульского филиала Московской академии предпринимательства, верит в судьбу. Но, узнав его биографию, понимаешь, что роль обстоятельств ничтожно мала перед силой духа и волей этого человека. В субботу, 19 апреля, он отмечает 60-летний юбилей.
Кому – дно,
а ему – школа
Сергей Иванович родился в Кишиневе, в семье сотрудника органов внутренних дел. И уже с шестого класса знал, что будет работать в милиции. Он с детства готовил себя к нелегкой профессии: активно занимался спортом и достиг уровня кандидата в мастера спорта по классической борьбе.
Затем была служба в армии в Подмосковье, в войсках ПВО. Здесь, как сам вспоминает, не из корыстных побуждений, а по велению души стал кандидатом в члены коммунистической партии. Признаем честно, что сей факт сыграл немаловажную роль в жизни молодого человека. Но одна принадлежность к «уму, чести и совести» эпохи вряд ли могла бы стать определяющей…      
Через три дня после возвращения домой Уманец пришел оформляться в органы внутренних дел. А спустя год молодого перспективного человека направили в Кишиневскую специальную среднюю школу милиции МВД СССР на заочное отделение. Офицерское звание младшего лейтенанта было присвоено Сергею Ивановичу еще через два года упорного труда. А вместе с ним он стал обладателем необычной должности – командир взвода по охране стационара закрытого типа кожно-венерологического диспансера.
Таких подразделений в стране существовало всего два: в Молдавии и в Прибалтике. Подобные места были организованы для тех больных, которые злостно уклонялись от лечения, нарушали режим. В командование Уманцу попал взвод из 24 человек и уазик. А еще «живая» работа с постояльцами притонов…
Через год экзотическая служба «окрасилась» новыми тонами. Уманца перевели в инспекторы-дежурные приемника-распределителя для лиц, задержанных по подозрению в бродяжничестве. В народе таких людей называют просто бомжами. Странствующих дервишей с философскими знаниями встретить не пришлось. Но интересные личности попадались.
– Я два года занимался бичами, – рассказывает Сергей Иванович. –  В ночные дежурства кому-то не спалось и тянуло поговорить по душам. Особенно если предложишь курево. После первой затяжки начинались откровения…
Был случай, когда к нему в приемник попал бывший прокурор одного из северных автономных округов. После сильного стресса бедолага запил, лишился работы и квартиры и начал бродяжничать. А по суровым советским законам третий привод в милицию за бродяжничество «тянул» на уголовное дело. Так вот прокурор как раз подпадал под такую статью. Понимая безы­сходность положения, он предложил милиционерам в отделении: «Ребята, давайте я сам на себя постановление заполню, по старой памяти...»
Спустя много лет перед Сергеем Ивановичем проплывают разные лица: месяцами немытые, больные туберкулезом, венерическими, да и просто кожными заболеваниями. Как бы чисто ни стремился одеться на работу молодой офицер, через сутки запахом «народных масс» пропитывались все поры организма.
– Это сейчас по закону о полиции инспектор дежурит сутки через трое, – продолжает Уманец. – А раньше график был жестче: сутки работаешь и только двое – отдыхаешь. Да пока сдашь дежурство, проходит половина следующего дня – твоего законного выходного.
На вопрос, не пожалел ли, что выбрал такую профессию, Сергей Иванович скромно ответил:
– Нет, я лучше жизнь узнал. Когда сталкиваешься с людьми, которых общество считает падшими, понимаешь, что многие скатились не по своему желанию, а в силу обстоятельств. Есть такая пословица: «Судьба и на печке найдет». По сути своей я не фаталист. Конечно, у человека есть какой-то люфт. Но после такой школы я поверил в судьбу.      
Указующий перст судьбы Уманец просматривает и в собственной биографии, полной загадочных закономерностей. Но об этом – чуть позже…

Только издали рай
После закалки «на земле» руководство решило повысить несгибаемого паренька и направило в Киевскую высшую школу МВД СССР – уже на очную форму обучения. Тогда это был единственный ведомственный вуз в стране, который принимал сотрудников со специальным средним юридическим образованием. Здесь готовили управленцев. Слушателей, уже имеющих начальную теоретическую подготовку и опыт работы, обучали три года вместо положенных пяти. Что и говорить, на семинарских занятиях практики не просто слушали, раскрыв рот. Они позволяли себе спорить с преподавателями, рассказывали о случаях из собственных будней. Тогда еще ребята из Украины, Молдавии и России учились вместе, не подозревая о будущем отделении республик.
– Я учился в одной группе с Сергеем Куличковым, – вспоминает Уманец. – В последующем он стал начальником Плавского районного отделения милиции, а на пенсию ушел с должности начальника Ясногорского райотдела. И когда я переехал в Тулу в 1992 году, старый товарищ мне здорово помог…
Учились будущие юристы-управленцы с удовольствием, потому как вполне  осмысленно воспринимали материал. Писали интересные курсовые работы, в которых они опирались опять же на собственный опыт. Но был и еще один немаловажный стимул к постижению знаний.
По законам того времени в Киевскую высшую школу МВД СССР мог поступить только член или кандидат в члены коммунистической партии. За сотрудниками, направленными из отделений милиции, все три года сохранялось полное довольствие. Поэтому при малейшем намеке на снижение успеваемости собиралась партийная организация группы и устраивала двоечнику разнос. Считалось зазорным плохо учиться за государственные деньги.
– Из трех лет высшей школы два года я был партгрупоргом, – продолжает Сергей Иванович. – И мои ребята, единственные из 12 групп курса, считались лучшими…
В 1983 году, получив высшее образование, Уманец был назначен инспектором отдела кадров МВД Молдавской ССР. Вроде бы наконец фортуна улыбнулась человеку, испытанному жизнью. Однако кабинетная работа только издали казалась раем. А на самом деле была продолжением «пахоты», но на более качественном уровне.
Рабочая неделя длилась шесть дней – с утра до поздней ночи.
– Я попал туда как раз в начале перестройки, – рассказывает Сергей Иванович. – Никому не пожелаю застать времена глобальных перемен. Ведь все реформы начинаются с кадров. Людей перетасовывают, меняют им должностные инструкции, происходят уставные изменения. Оформление всех метаморфоз ложится на отдел кадров министерства. И это не говоря о многочисленных командировках по республике по поступавшим жалобам на сотрудников милиции. Проверка обстоятельств, скрупулезная подготовка документов руководству… Мы проверяли, и нас проверяли. С не меньшей строгостью. А если еще критическая статья в газете появится? Надо было давать аргументированный ответ, причем в кратчайшие сроки. К прессе тогда относились иначе…
Но характер у Уманца был твердый. Он сумел вжиться и в систему управления, да так, что даже повышение получил. До старшего инспектора.

Рок в женском обличье        
В начале 90-х возникла Академия при Министерстве внутренних дел. Туда еще по старой советской традиции собирали слушателей со всех союзных республик на новый факультет по подготовке научно-педагогических кадров. Для Уманца это была почетная адъюнктура. Сергей Иванович окончил ее так же блестяще, как и все предыдущие учебные заведения. Поэтому перспективному сотруднику предложили сначала работу, а потом и квартиру в Москве. Но тут судьба, на которую так любит ссылаться Уманец, второй раз сыграла с ним злую шутку…
А когда же был первый? Дело в том, что еще на службе в Вооруженных силах СССР он получил направление для поступления в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова на юридический факультет. Такую бумагу выдавали отличникам боевой и политической подготовки. Но после армии парню нужно было приодеться, да и вообще устроиться в жизни. А надеяться особенно не на кого. К тому времени уже не стало отца, и мать посоветовала для начала немного поработать. Так молодой человек не попал в столицу в первый раз. А во второй он не остался в Москве после адъюнктуры, несмотря на радужные предложения руководства. И все потому, что жена не согласилась. Как тут не поверишь в судьбу?

Директор –
бывший полковник
Однако, хоть и не в Первопрестольной, но неподалеку от нее, Уманец все же обосновался. Когда в Туле открывался юридический институт на проспекте имени Ленина, Сергея Ивановича пригласили на преподавательскую работу. Коллеги знали, что в теории государства и права он – дока. Так Уманец переехал в город оружейников. Со временем он стал заместителем начальника по учебной и научной работе Тульского филиала Московского университета МВД.    
Однако стране показалось, что слишком много у нас юристов на душу населения. Поэтому институт с высококлассными преподавателями, наработанными методиками и уникальным для Тулы фондом юридической литературы закрыли. Профессора и научные сотрудники с солидным багажом знаний остались не у дел.
Параллельно с этими событиями в 1997 году в столице возникла Московская академия предпринимательства при правительстве Москвы. А спустя пять лет – ее филиал в Туле. Классическая академия делала упор на экономику и менеджмент, хотя факультет юриспруденции числился в списке направлений подготовки. Дела в филиале шли ни шатко ни валко. До того момента, пока альма-матер не возглавил Сергей Иванович. Надо ли говорить, что акцент он сделал на юриспруденции, пригласив преподавателей из ликвидированного вуза. Удалось даже спасти немного библиотечного фонда, который оказался никому не нужным.
С тех пор прошло более 10 лет. За это время численность студентов увеличилась почти в два раза. Расширился и профессорско-преподавательский состав. Почти 85 процентов педагогов имеют научные степени. Существенно возросло качество обучения. По итогам работы в Тульском филиале уже изданы сборники печатных трудов преподавателей и студентов. А сама академия вошла в элитный клуб «100 лучших вузов России». Образование в негосударственном учреждении, конечно, дается на коммерческой основе. Но сейчас Сергей Иванович вместе с коллективом разработал систему грантов на бесплатное обучение. Для того чтобы выиграть «лотерейный билет», нужно принять участие в специальном конкурсе. О его сути можно узнать, посетив филиал в Туле на улице Гармонной, 37.
Но не менее важно для поступающих и то, что директор филиала, Сергей Иванович Уманец, не случайный в юриспруденции человек. Со студентами в погонах он разговаривает на одном языке. Потому как не понаслышке знает о нелегкой профессии блюстителя порядка. В этом, наверное, и заключается судьба: быть на своем месте. А ее превратности только добавляют азарта в противоборство человека и обстоятельств.
Накануне юбилея редакция «Тульских известий» поздравляет Сергея Ивановича со славной датой и желает ему еще долгие годы оставаться необходимым людям!
2 комментария
, чтобы оставить комментарий
Гость
08 июля 2020
он умер от ковида
Гость
14 июля 2020
Он умер не от ковида, а от пневмонии и дыхательной недостаточности

Ранее на тему