Общество

09:57, 14 мая 2019

Тайна офицерского планшета

 Сергей МИТРОФАНОВ
 Сергей КИРЕЕВ

На границе Тульской и Орловской областей, под Белевом, завершилась весенняя Вахта Памяти – 2019, которую проводила ре­гио­наль­ная общественная патриотическая организация «Тульский Искатель». Всего за время раскопок были эксгумированы останки 21 красноармейца.

Убит 13 февраля 1943 года
У последнего военнослужащего был медальон с вложенной запиской. Капсулу вскрыли, ее содержимое уже прочитали. По словам следопытов ­Сергея Бочина и Михаила Власова, обнаруженный воин – это Абетыян Саркисович Григорьян, 1903 года рождения. Он был призван Кокандским районным военкоматом Узбекской ССР и служил в 12-й гвардейской стрелковой дивизии. Числится убитым 13 февраля 1943 года. При этом значится похороненным в братской могиле в деревне Культура Болховского района Орловской области, хотя на самом деле его останки нашли просто в поле. Искатели просят откликнуться родственников Абетыяна Григорьяна и написать в соцсети vk.com/tulaiskateltula.
– У одного из бойцов РККА были обнаружены монета, остатки купюры и заполненной красноармейской книжки, – рассказал участник экспедиции Михаил Власов. – После обработки спецраствором и разъединения листов стало понятно, что есть надежда на установление личности бойца. Имя читается четко – Иван, а вот фамилия – только частично, предполагаем, что Твердохлебов. К сожалению, в базе данных obd-memorial.ru о защитниках Отечества, погибших, умерших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период, такой боец нами пока не пробивается. Не проходит он и по другим поисковым базам. Помимо красноармейской книжки, у солдата при себе имелся некий документ (справка или повестка на украинском языке, отпечатанная типографским способом), в котором речь идет о каком-то учреждении в Харькове.

Учебник или журнал?
У другого воина Красной армии – скорее всего, офицера – был при себе планшет, заполненный различными предметами. Одними из первых содержимое планшета увидели «Тульские известия». Находка сейчас находится на исследовании в поселке Первомайском Щекинского района. Перед транспортировкой сюда ее тщательно упаковали во влажную ткань и стрейч-пленку, а затем поместили в пластиковый бокс, чтобы обеспечить сохранную среду.
– Поначалу мы решили, что внутри, помимо прочего, находится кошелек. Но при более внимательном изучении оказалось, что это некий чехол, где лежали щипчики (условно говоря, маленькие кусачки для маникюра) и монета, есть какая-то бумага, но на деньги это не похоже, – продолжает собеседник. – Был также небольшой пенал из плотного картона, где лежали две опасные бритвы. Хранился в планшете и карандаш, и какой-то непонятный фрагмент алюминия, а также что-то вроде учебника или журнала с задачами по математике, в котором говорится о каких-то исторических событиях. Не исключаю, что это может быть что-то типа записной книжки или дневника, надо внимательно смотреть «внутрянку», но бумага в плачевном состоянии, сильно ломается. Эти бумаги, имеющие разнородный характер информации, мы поместили в специальную ванну для отмачивания. Вынужден признать: есть опасение, что нам не удастся развернуть эту находку. Пока можно предполагать, что военно­служащий до призыва в армию был студентом-математиком или историком. Еще одна версия: человек имел высшее образование. С другой стороны, это могла быть и просто случайно попавшая под руки бумага, предназначенная для курения. Была надежда, граничащая со стопроцентной уверенностью, что в таком большом планшете могут лежать карты или документы, позволяющие идентифицировать личность владельца или проливающие свет на боевые события на Белевском направлении, но пока располагаем минимумом информации о погибшем.

Загорелся и упал в лесу
В планах «Тульского Искателя» – возобновить раскопки у деревни Песковатое Белевского района на месте падения советского самолета Пе-2, которые официально начались в 2016 году. Между тем копать здесь начали местные жители после войны, так что в наши дни полную картину того, как первоначально выглядело место падения, установить, увы, невозможно.
Есть, правда, архивные сведения, что 26 июня 1942 года около одиннадцати часов утра два вражеских истребителя Ме-109 подбили наш борт. Пикирующий бомбардировщик загорелся в воздухе и упал в лесу, при этом экипаж погиб. На месте гибели авиамашины красноармейцами были подобраны записные книжки, принадлежавшие лейтенантам Якушеву и Стародубу. Следопыты уверены: несмотря на то что фамилии авиаторов известны, все равно следует продолжить сбор фрагментов самолета. А их, кстати, извлекли из почвы – в том числе с помощью экскаватора – уже десятки килограммов. Во-первых, сохраняется шанс обнаружить номерные детали и личные вещи – например, штурманскую линейку, – которые, случалось, подписывались владельцами. Тогда стопроцентно подтвердится версия, что это бомбардировщик именно Якушева и Стародуба.
– Считаю, что, пока не соберем в Песковатом все до последнего обломка самолета Пе-2, нашу работу нельзя будет считать законченной. В ближайшем радиусе от места падения – большой разлет осколков бомбардировщика, – говорит Михаил Власов. – Большую часть фрагментов мы извлекли, причем видели очень много не металлических – это резина, пластик. Возможно, придется делать микрошурфы и просеивать почву, чтобы собрать максимум остатков борта. Часть находок можно сегодня увидеть в музее «Тульского Искателя». Есть любопытные экспонаты – например, выхлопной патрубок. Но многие обломки – безликие мелкие кусочки, тем не менее и такие забираем, отмываем от грязи, изучаем. Само это место падения можно считать братской могилой. Найти останки членов экипажа, скорее всего, не удастся – ведь Пе-2 взорвался при сильном ударе. Другим направлением поиска дополнительных сведений об этом упавшем самолете считаем изучение документов в Центральном архиве Министерства обороны России – надо туда направлять запрос.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий