Общество

12:51, 15 января 2020

Трагедия Вильяма Локка

Он же Иван, он же Вениамин, он же Вильям, и он же совсем уж экзотический Ваньям! Как только не писали имя этого человека в различных документах «сороковых, роковых»… Путали и его фамилию: то Локк, то Лакк. Речь пойдет о тульском военном разведчике, которого недавно фактически вернули из небытия брянские краеведы Александр Улезько и Евгений Свистов. Это они в недрах Новозыбковского краеведческого музея откопали старенькую записную книжечку старшего лейтенанта Борисова, воевавшего в немецком тылу на Брянщине. А в ней приводится список членов отряда разведотдела штаба Западного фронта, с которыми Борисов вместе пускал поезда под откос, где третьим по счету значится Вильям Локк, уроженец города Венева. И его судьба, и история жизни его близких – фактически готовый сценарий детективного сериала.

 

Профессия – оспопрививательница

«Пустили под откос воинский эшелон с живой силой на дороге Новозыбков-Гомель». Этот вот только один из диверсионных актов, совершенных Борисовым и его товарищами во вражеском тылу, о котором упоминается в записной книжке. Вильям Иванович Локк родился в 1921 году. Прежде чем оказаться на Брянщине, он успел повоевать в Калужской области. В документах Центрального архива Министерства обороны России указано: боец, призванный Свердловским райвоенкоматом Москвы и оказавшийся в 17-й стрелковой дивизии, пропал без вести 23 декабря 1941-го у деревни Митинка Малоярославецкого района. В этом же документе сообщается, что в Веневе на улице Декабристов у стрелка Локка проживала мать, ее звали Хайла (по другим данным Хэлла). А дальше – очередной извилистый поворот в судьбе героя нашей публикации и его семьи, оказавшейся в оккупированном городе. Дело в том, что не так давно в Государственном архиве Тульской области рассекретили папки под названием «Надзорные производства прокуратуры по делам о государственных преступлениях». И в одной из них хранится обвинительное заключение, в котором сказано: «Хэлла Локк установила тесную связь с немецкими офицерами, пустила последних к себе на квартиру и в беседах с ними наносила гнусную контрреволюционную клевету на руководителя ВКП(б) и советского правительства, восхваляла Гитлера и его военную диктатуру, высказывала при этом пораженческие настроения в отношении Советского Союза». Инкриминировали женщине и то, что она вместе с офицерами вермахта читала фашистские журналы и слушала радиопередачу из Германии. Ставили ей в упрек и тот факт, что офицеры интересовались у Хэллы Локк численностью веневской группировки советских войск. «Хэлла Локк, связавшись с бургомистром города Венева А. И. Зуевым, по его приглашению поступила работать в военную немецкую комендатуру в качестве переводчицы, где оказывала свои услуги бесплатно», – говорится в архивных документах. Как следует из материалов ГАТО, эта женщина родилась в 1890 году в Эстонии. Работала она оспопрививательницей в горздравотделе. Жила без мужа – тот в свое время был виноделом и скончался в 1922 году. После освобождения Венева от гитлеровцев Хэллу Локк арестовали и препроводили в городскую тюрьму.

Венев.jpg

«И шестерых фрицев как не было»

Знал ли Вильям Локк о драматичной судьбе матери? Трудно сказать. Мы пока даже не знаем, где он сам «всплыл» после исчезновения в Малоярославецком районе. Следующая весточка о нем – только в дневнике старшего лейтенанта Борисова. Очевидно, группа советских разведчиков, включая Локка, в 1942-м была заброшена на Брянщину по воздуху. А потом она начала пускать под откос вражеские эшелоны, взрывать полотно железной дороги – участником диверсионных актов являлся и Вильям Локк. Надо сказать, в тех краях, где действовал советские диверсанты, немцам и их прислужникам жилось ох как несладко: и это при том, что все происходило в глубоком тылу врага. Дело в том, что бок о бок с борисовцами воевал и партизанский отряд им. Ворошилова – скорее всего, лесные мстители пересекались с разведгруппой Борисова на лесных тропинках и на транспортных коммуникациях. И если записи в дневнике Борисова предельно лаконичны, то брянский партизан Кузьма Зайцев, наоборот, оставил куда более пространные описания боевых дел на Брянщине. «Две группы по шесть человек вышли на подрывные работы на железную дорогу, – пишет Зайцев в дневнике. – Моя группа заминировала два пути между деревней Деменка и городом Новозыбковом – мины были поставлены натяжного действия. Решили взрывать поезд, независимо, куда он будет следовать. Спустя короткое время вышел поезд со станции Новозыбков; не допуская его головы на три метра до мин, я потянул за оба шнура разом. Вместо двух получился один взрыв, и поезд благополучно продолжал двигаться в своем направлении. Когда мы стали изучать причины такой неудачи, оказалось, первой взорвалась мина по тому пути, по которому не следовал поезд; взрывом был пересечен провод на второй мине; натяжка проводов была сделана неравномерно. Взорвав вторую нашу мину с пятью килограммами тола, разрушив этим самым несколько метров пути двух линий, мы вернулись в свой отряд. Более успешной была вылазка на железную дорогу Закопытье-Злынка группы товарища Ильюкова. Они заложили под линию пять килограммов тола и ждали подхода поезда; в это время по пути шел немецкий патруль – шесть человек; подойдя к месту закладки мины, они, столпившись вместе, стали рассматривать ее, в это время партизан Кошелев потянул за натяжной шнур – взрыв, и шестерых фрицев как не было».

 

Пропал в 1944-м

Кто-то из диверсантов-борисовцев впоследствии погиб в брянских лесах, кто-то выжил и продолжил громить фашистов на других участках. Комсомолец Вильям Локк уцелел в тех боях под Новозыбковом, дослужился до звания сержант, являлся радистом. Но впоследствии опять пропал. На этот раз навсегда… Это случилось уже осенью 1944 года. С той поры о нем, как говорится, ни слуху ни духу. Его мать Хэлла летом 1942-го была приговорена к восьми годам исправительно-трудовых лагерей. Вот ведь как получилось: мать общалась с нацистами на немецком, а сын «говорил» с ними на «языке» взрывчатки… Как знать, возможно, со временем прояснятся новые детали в судьбе веневцев Локков. А пока нам надо просто помнить, что свой вклад в Победу внес и парень со столь диковинным в России именем – Вильям. Если вы располагаете какими-либо сведениями о Вильяме Локке, просим сообщить в редакцию или написать по электронной почте poiskovik-2010@yandex.ru.

Сергей МИТРОФАНОВ

Фото с сайта www.veneva.ru

Подписи к фото:

1) Фотографий Вильяма Локка обнаружить пока не удалось, зато в одном из брянских музеев отыскался снимок его командира

2) Венев во время оккупации – на заднем плане здание тюрьмы, где после освобождения города находилась Хэлла Локк

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий