Общество

09:00, 08 мая 2014

Ушел на фронт в 16 лет

 Людмила ИВАНОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Василию Шаклеину не было и 17 лет, когда он едва окончил школу и по зову сердца и военкомата отправился учиться летному делу, чтобы бить фашистов в небе и на земле. Но курсы авиаторов продлились для него три месяца. О какой передовой могла идти речь, если ни возрастом, ни ростом боец не вышел?
И все-таки в 1942 году новобранец Шаклеин уже дрался с врагом в легком артиллерийском полку на Юго-Западном фронте.
– В первом бою я нисколько не боялся, – вспоминает ветеран Великой Отечественной войны. – Да и потом страшно было только из траншеи выскочить. А как кинешься вперед – ноги ватные, ничего не соображаешь…
И все-таки без верных расчетов и далеких планов победить немцев было бы невозможно. Как невозможно было бы дважды выйти из окружения:
– И прямой наводкой стреляли, и надеялись только на «ура!» – наверное, поэтому и прорвались к своим.
Когда бойцы 2-го Белорусского фронта сражались за Великие Луки, Шаклеин был тяжело ранен. Сначала пуля повредила ногу, а потом эшелон, в который погрузили искалеченных солдат, попал под авианалет. Василия Тимофеевича выбросило из вагона взрывной волной и в придачу к первой травме ему раздробило кости таза.
Завернутый в гипс, как в кокон, он пролежал без движения больше трех месяцев в столичном госпитале. Потом учился ходить заново. Когда зашла речь о том, что делать дальше, бойцу предложили устроиться на один из московских заводов. Война уже катилась на запад, на предприятиях остро не хватало мужских рук. Но парнишка и думать не хотел, что друзья будут воевать без него, и опять рванул на передовую.
Победу он встретил в Германии, за Одером. К тому времени Шаклеина еще два раза ранило. А весть об окончании войны он услышал как раз в тот момент, когда попал в санчасть, чтобы забинтовать открывшийся шов.
Несмотря на то что по Указу Президиума Верховного Совета СССР солдаты, имеющие три ранения, имели право на демобилизацию, наш герой остался в строю и прослужил еще два года.
– Знаете, я бы, может, и вернулся домой пораньше, да только меня там никто не ждал. Отца и матери уже не было. Двое братьев погибли…
На родину, в Пермскую область, Василий Тимофеевич возвратился только в 1947 году. Несмотря на инвалидность и недомогания, пятнадцать лет проработал на шахте горноспасателем. А потом, когда умерла жена, переехал в город Алексин к дочке, которая уже много лет назад связала свою жизнь с нашим краем.
– Я просто не могла оставить больного отца за тысячу верст от себя, – говорит Наталья Васильевна. – Сняли ему квартиру, ходили в гости. А 9 мая  2010 года отцу дали сертификат на миллион рублей, которые можно было потратить на приобретение жилья. Василий Тимофеевич купил «однушку» в микрорайоне Бор, совсем недалеко от нас. Жалко, конечно, что о ветеранах вспомнили только на склоне их лет, что многие не дождались этой радости. Но благодарности нашей нет предела…
Сегодня Василий Тимофеевич Шаклеин – хозяин светлой и ухоженной квартиры на третьем этаже алексинской девятиэтажки. В доме – лифт, просторные лоджии, все удобства, которые так нужны пожилым людям. К отцу из Москвы часто приезжает сын, навещают внуки – их у ветерана Великой Отечественной четверо. Есть у Василия Тимофеевича и трое правнуков.
Чего же не хватает ветерану? Пожалуй, только добрых вестей из Украины, которую он много лет назад освобождал от фашистов…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий