Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 12 Августа 2020

В Бразилии и у нас

В Бразилии и у нас
06 Сен 2019 11:55 / Общество

«Скорее всего, такого предмета нет ни в экспозиции, ни в фондах ни в одном тульском музее». Так говорят обескураженные любители военной истории об уникальном в своем роде трофее, который недавно обнаружили следопыты при обследовании позиций «сороковых, роковых». Искателей в этом году видели в окрестностях деревни Поляны и поселка Красного в Арсеньевском районе. Выезжали они и в воловскую деревню Солодилово. Заглядывали и в посадки Большой Тулы.

– Я взял металлоискатель и стал методично прочесывать леса, линии окопов, заглядывал в воронки, капониры и блиндажи, – поделился представитель тульского поискового объединения «Штурм» Евгений Степанов. – Сначала попался массивный и длинный металлический предмет прямоугольной формы из латуни или меди. По весу килограммов десять. Он лежал на входе в блиндаж на глубине чуть больше штыка лопаты.

Некоторые искатели, взглянув на снимки с места раскопок, предположили: найден, скорее всего, водяной радиатор системы охлаждения двигателя легендарного советского среднего танка Т-34. Консультирует поисковиков специалист по истории создания и применения советской и немецкой бронетехники Геннадий Гурков. Он, правда, с данной версией не согласился. Говорит: у «тридцатьчетверки» радиатор-то побольше, а по форме он был, скорее, квадратным, нежели прямоугольным. В общем, над этой находкой еще предстоит поломать голову специалистам.

– Еще вывернул из земли пару советских металлических кружек. А в другом блиндаже, в нескольких сотнях метров от первого, откопал колесо, лежало оно также неглубоко, – продолжает Евгений.

Вот оно-то и произвело сенсацию. Это ведь только для несведущих людей – кругляш и кругляш, старье, неказистая ржавая железяка. Ан нет!

– Долго ли бился над идентификацией колеса? Сразу понял, что оно от полугусеничного артиллерийского тягача. Его модель только надо было уточнить, – поясняет Геннадий Гурков. – Я на досуге склеиваю масштабные модели танков, тягачей, мотоциклов и бронетранспортеров времен Второй мировой войны, так что именно моделизм и помог мне быстро определить, от какой же техники это колесо. Итак, оно – из внутреннего ряда германского полугусеничника Sd. Kfz. 7.

Напомним, такие арттягачи весом около 10 тонн стали выпускать еще в тридцатых годах прошлого века. Использовались они для транспортировки орудий и военнослужащих вермахта. Максимальная скорость, с которой двигались полугусеничники, сегодня покажется черепашьей – всего-то 50 километров в час. А были они, между прочим, весьма «прожорливыми»: что говорить, если бензин они «кушали» из расчета 160 литров на 100 километров пути по пересеченной местности! По словам историков, такие арттягачи можно было встретить в ХХ веке в Болгарии, Югославии, Чехословакии и даже в Северной Африке и Бразилии. С 1939-го по март 1945 года с конвейеров сошло более 12 тысяч данных машин. Правда, до наших дней их сохранилось не так уж и много. И потому даже такая, на первый взгляд, «незначительная» находка имеет на самом деле большую историческую ценность. Сомневаетесь? А попробуйте тогда отыскать второе подобное колесо. А вот называть точеное место находки искатели не стали – чтобы туда не ломанулись «старатели», после визита которых местность будет напоминать лунные кратеры.

Сергей МИТРОФАНОВ

Фото из архива объединения «Штурм» 

Читайте также

«Карьерные» перспективы
07 Авг 2020 11:10 / Общество

Еще лет десять назад само слово «перспектива» в отношении этой территории воспринималось только как вид вдаль, где, сколько хватало глаз, завораживала и манила нетронутая природа. Но перспективы использования этой местности для дикого отдыха с каждым годом оценивало все возрастающее число туристов, и отдых, к прискорбию, оказался диким во всех отношениях. Сегодня для природно-антропогенного рекреационного комплекса «Романцевские горы» («Кондуки») открывается новая перспектива.

Читать »
Новый экспресс, бронепоезда и электрификация
29 Июл 2020 10:54 / Общество
В этом году объемы пассажирских перевозок в поездах дальнего следования совсем не радовали железнодорожников – виной тому стала пандемия коронавируса, которая повлекла за собой и падение спроса, и уменьшение числа поездов и вагонов, и ограничительные меры по передвижению, и минимизацию контактов между людьми. Что говорить, если пассажиропоток сократился до двадцати процентов. Что касается поездов пригородного сообщения, то в Тульской области они не отменялись, а составность оставалась прежней – но пассажиропоток также упал: в два раза. Больше у нас стали пользоваться услугами железной дороги лишь тогда, когда разрешили свободно посещать Москву. Также увеличению пассажиропотока поспособствовало открытие южных курортов и снятие ограничений, связанных с рассадкой в вагонах. Сегодня размеры движения вошли в прежнее русло – через Московский вокзал отправляется 54 пары поездов. Тульских железнодорожников, конечно же, радует возросшее число пассажиров – а спрос на перевозки сейчас только растет. Читать »
Выпускник на 100 баллов
23 Июл 2020 13:17 / Общество

Ученица гуманитарно-математического лицея Валерия Плешакова – среди тех, кто получил максимальные сто баллов на Едином государственном экзамене по литературе.

Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

da300x250_v5.png






Предпочтительный формат


Наш Twitter