NULL

Общество

13:29, 10 июля 2020

Велопрогулки: тренируем ответственность и уважение

Людмила ИВАНОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ

Конечно, Туле пока далеко и до Амстердама, и до Пекина, где велосипедисты стали основными и главными участники дорожного движения. Столица оружейников пока только обрастает велодорожками и специальными парковками. И все же факт остается фактом: велосипедистов стало больше, они уже полноправные завсегдатаи улиц города, парков и скверов. Вот только кто эти люди: пешеходы или водители?

Чтобы дорога не обошлась дорого

Этот несколько странный вопрос в последнее время все чаще задают и автомобилисты, и прохожие. А причина в том, что, к большому сожалению, аварии с участием велосипедистов происходят все чаще…

– Согласно данным Госавтоинспекции, с начала 2020 года на территории Тульской области с участием велосипедистов произошло больше 20 дорожно-транспортных происшествий, 8 из которых – в Туле, – рассказала старший инспектор группы по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по Туле Галина Петровская, с которой репортеры Тульских известий отправились в специальный рейд по городу.

Где же полагается ездить велосипедистам? Тем, кто использует велосипед в спортивно-развлекательных целях, сотрудники Госавтоинспекции советуют парки и набережные. А тем, кто добирается на велосипеде на работу по автодороге, настоятельно рекомендуют соблюдать правила дорожного движения.  

Заглянем на минуточку в свод ПДД: здесь черным по белому указано, что велосипед – это транспортное средство. Движение по проезжей части на велосипеде разрешено с 14 лет. Если отсутствует велосипедная или вело-пешеходная дорожка, двигаться надо по крайнему правому ряду проезжей части дороги. Если первое или второе имеется, то только там. При этом стоит отметить, что при движении нескольких велосипедистов они должны выстроиться в ряд, а ни в коем случае не ехать «колонной по три», мешая машинам и подвергая опасности себя и других – и товарищей, и автомобилистов. 

Еще одно очень важное замечание: на дороге велосипед приравнивается к автомобилю. Поэтому на велосипедистов распространяются правила, касающиеся обычных участников дорожного движения. Водитель машины вовсе не обязан уступать дорогу велосипедисту, потому что последний «так решил».

Дорожное «нельзя» – это аксиома

Тем временем репортеры и сотрудники ГИБДД подошли к пешеходному переходу возле Центрального парка. И прямо здесь тульские полицейские остановили нескольких «лихачей», пытавшихся проехать по зебре на велосипеде. Правилами движения это запрещено.

– Дорогу велосипедисты должны переходить, спешившись, – напомнила нарушителям Галина Петровская. – Если же вы не покидаете седло, то не получаете статуса пешеходов. А это значит, водители автомобилей не обязаны пропускать вас на переходах! И в том случае, если попадете под колеса машины, прав будет автомобилист.

Профилактические беседы действуют на людей вполне отрезвляюще. Велосипедисты благодарят за напоминание и наверняка делают вывод, что нарушать – себе дороже. Ведь как это не прискорбно звучит, «техника безопасности» пишется кровью. И дорожное «нельзя» – это аксиома.

Что нельзя делать велосипедистам? Нельзя управлять велосипедом, держась за руль одной рукой или вовсе его отпуская; перевозить груз, мешающий управлению; перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией велосипеда; перевозить детей до 7 лет, если нет специально оборудованных мест; управлять велосипедом, надев наушники. Нельзя поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы в определенном направлении, но если это надо сделать, выход, конечно, есть и здесь: снова слезть с велосипеда и пересечь дорогу и забраться в седло.

 Передвигаясь по проезжей части дороги, велосипедист должен обозначать все свои маневры. Перед началом движения, поворотом, разворотом, остановкой он обязан предупреждать других участников дорожного движения. Для этого действует стандартная система велосипедных сигналов: вытянутая рука направо или налево (это поворот), остановка – поднятая рука вверх.

Места достаточно. Дисциплины мало.

После общения на перекрестке участники рейда продвинулись в парк. Тут приоритеты совсем другие: если на шоссейных дорогах уязвимой фигурой становится велосипедист, то на велодорожке или тротуаре опасность исходит уже от него. В последнее время участились случаи, когда не в меру ретивые гонщики сбивают прохожих на улицах и в скверах. И тут пешеходы искренне возмущаются: неужели мало места для езды?

С этим же вопросом мы обратились к специалисту по связям с общественностью ГУ ТО «Тульские парки» Варваре Труновой.

Как оказалось, совсем не мало: в течение года территория парка активно используется туляками для занятий различными видами спорта и оздоровительной гимнастикой. Самым востребованным объектом инфраструктуры является, конечно, велосипедная дорожка, ведь крутить колеса довольно просто, сегодня велосипеды есть у многих, те же, то приходит в парк пешком, могут воспользоваться услугами проката. Ну а что же сама дорожка? В Центральном парке имени Белоусова она рассчитана на два кольцевых движения. Первый круг (малый) проходит отдельно, параллельно пешеходной дорожке. Второй круг (большой) проходит частично по отдельной, параллельной пешеходной дорожке, а также по вело-пешеходной части дорожно-тропиночной сети парка. Протяженность малого круга составляет 3,5 километра, протяженность большого – 5,5 километра. Ширина дорожки в разных местах колеблется от 1,2 до 3 метров. То есть вполне достаточно места, чтобы получить от движения удовольствие.
Кроме того, действует система освещения, нанесена и обновляется разметка: осевая линия и пешеходные переходы. А еще в парке в соответствии с ГОСТом установлено 39 информационных знаков!

Впрочем, как оказалось, и велосипедисты, и пешеходы порой не замечают ни знаков, ни разметки. Нередко они идут или едут по чужой территории, да еще возмущаются, когда слышат замечания!

София и Анжела везут в прогулочных колясках детей, идут по велодорожке. На замечание сойти на пешеходную – удивленно отвечают: «Мы же не мешаем!»…

Пожилая пара неспешно идет по асфальтированной дорожке, как раз по осевой линии. «Хорошо, хорошо! Конечно, сойдем! Мы и не заметили, что здесь велосипед нарисован!»

Велосипедист в красивой экипировке едет по пешеходной дорожке: «Мои извинения! Просто задумался!»

Там же идет старенькая бабушка. Полицейские желают ей здоровья и хвалят за выполнение правил движения.

Да и к юным спортсменкам претензий нет: девочки едут по всем правилам. Как оказалось, «нормам и законам» движения на велосипеде их учат и в школе, и в секции. Да и сами они считают, что хорошие результаты в спорте начинаются с элементарной дисциплины. С требований к себе и уважения к окружающим.

Но что же делать, если велосипедист забыл о правилах движения, наехал на пешехода и тот получил травму? К примеру, школьник на велосипеде сбил дошкольника и у того сломана рука? Такое происшествие расценивается как ДТП – дорожно-транспортное происшествие. Пострадавший ( или его законные представители) вправе обратиться в полицию. Эксперты установят степень тяжести полученных травм. Если возбудят уголовное дело, то решение по нему вынесет суд. Если истинным виновным в ДТП оказался несовершеннолетний, отвечать за него будут родители.

А у них…

В Голландии велосипедов в полтора раза больше, чем жителей, а велосипедные дорожки есть даже между городами. Ездить по тротуарам там запрещено, можно лишь слезть с велосипеда и везти его рядом. С другой стороны, пешеходам также запрещено ходить по велодорожке, потому что скорости там подчас огромные. Местные жители к этому привыкли. А в аварии чаще всего попадают иностранные туристы.

В китайских университетах прокат велосипедов практически бесплатный. Во многих городах система аренды привязана к GPS, QR-кодам и прочим высоким технологиям. Кстати, еще 150 лет назад в Поднебесной на велосипедах ездили только иностранцы, потому что жители Китая считали это греховным и богопротивным занятием.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему