Общество

14:06, 13 мая 2019

Весна – время поиска

«Обратите внимание на многочисленные сквозные снарядные попадания в этот увесистый кусок брони прямоугольной формы с заклепками и защелками – перед вами фрагмент предположительно легкого танка или какой-либо другой бронетехники, – руководитель областной общественной патриотической организации «Тульский Искатель» Сергей Бочин демонстрирует нашей репортерской группе очередную любопытную находку. – А значит, вы можете себе представить плотность огня на этом направлении. Сейчас идентифицировать технику и ее принадлежность РККА или вермахту крайне сложно. Но это стопроцентно была именно военная техника, а не сельскохозяйственная. Ведь выкопали предмет на глубине 50–70 сантиметров. Выходит, там он пролежал с войны, а вот «сельхозка» находилась бы на поверхности».

Сергей МИТРОФАНОВ
Сергей КИРЕЕВ

От Белева до Екатеринбурга
Весенняя межрегиональная Вахта Памяти–2019 официально стартовала в Белевском районе 26 апреля. Однако поисковая разведка на обширной территории, где боевые действия продолжались с 1941 по 1943 год, началась на несколько дней раньше. Результаты долго ждать себя не заставили – в овраге за деревней Башкино наши земляки обнаружили останки советского бойца. То, что это именно красноармеец, подтверждалось наличием в земле диска к автомату ППШ, гильз к противотанковому ружью и патронов к винтовке Мосина. Воин был найден ефремовским поисковым отрядом «Безымянный» на глубине около 30 сантиметров. Помимо ефремовцев, исследовать белевские леса и поля прибыли десятки следопытов из Тулы, Алексина, Богородицкого, Плавского, Ясногорского, Щекинского районов, а также из Москвы, Екатеринбурга и Вязьмы. Вахта Памяти–2019 от прошлых отличается тем, что лагерь разбили всего за сутки – обычно же на это уходило четыре-пять дней. Среди тех, кто еще в девяностые искал здесь убитых красноармейцев, – Сергей Кудинов.
– Ходил по полям с металло­искателем, – вспоминает собеседник, – и в одном месте прибор дал слабенький сигнал. Что-то есть! Стали копать. На глубине полтора штыка увидел нечто светлое в земле. Пригляделся – а это часть черепа. Когда-то поле обрабатывала сельхозтехника, а убитый солдат сидел на корточках, привалившись спиной к траншее – и его зацепило плугом. После этой находки мы все и поняли: в Белевском районе нас ждет множество солдат, которых предстоит эксгумировать. А какое редкое оружие попадалось нам в этих краях. Однажды у деревни Романовка нашли американский пулемет «Браунинг». Переходили ручей в овраге, я поднес металлодетектор к кустам – сигнал! Засунул руку в жижу – и вытаскиваю ствол.
– В Тульской области активные раскопки на местах боев Великой Отечественной войны ведутся с девяностых годов. Считается, что теперь останки красноармейцев будут находить только на большой глубине, но я думаю, что и так называемых верховых бойцов подняли еще не всех, – говорил накануне Вахты опытный поисковик Олег Золотарев. – Если под Белевом искатели станут накладывать аэрофотосъемку люфтваффе на современную карту района, то можно будет вычислить все запаханные группы одиночных окопов, в которых могут лежать погибшие солдаты. В свое время мы находили на Долецком поле бойцов, они явно лежали в окопах для стрельбы лежа. И на немецких снимках эти окопы видны.

Танковые ловушки
– Мы сейчас как раз на такую съемку и опираемся, – поделился поисковик Евгений Боравлев. – На ней видны дороги, траншеи, а также воронки, оставленные снарядами, минами, бомбами. Кстати, во время войны лесов тут не было. Посмотрите на фото, сделанное германскими авиаторами. Наш лагерь сейчас стоит фактически на бывших передовых позициях противника – отсюда врагу было удобно стрелять по оврагам, по которым наступали советские войска. Эта местность интересна еще и тем, что здесь сохранились танковые ловушки – это не противотанковые рвы, а ямы размером с палатку, вырытые гитлеровцами в шахматном порядке.
У палаток в лагере – горы находок. Чего тут только нет. От старинного утюга до чугунных ребристых корпусов советских противопехотных осколочных мин натяжного действия. А ведь, казалось бы, после тысяч искателей, за десятилетия прочесавших здешние окрестности вдоль и поперек чуть ли не с ситом, должны были остаться в лучшем случае мелкие осколки. Ан нет! Почва по-прежнему продолжает отдавать энтузиастам свое богатое железное наследие. В этот раз искатели извлекли из нее фрагменты танков – траки, часть подвески, на которую надевались катки, бронелисты… А вот напоминание о действиях минометчиков – проржавевший хвостовик 120-миллиметровой мины. Рядом – защитный колпак, надевавшийся сверху на снаряды, чтобы они не долбились друг о друга при транспортировке. А вот диск к пулемету Дегтярева, так знакомый всем по кинофильмам.
– Нас очень сильно удивило состояние вот этой немецкой противотанковой мины, – проводит экскурсию по лагерю Евгений Боравлев. – Что говорить, если на ее поверхности даже сохранилась краска! Хотя, скажем так, агрессивная белевская почва обычно разъедает тонкостенный металл до дыр.
Но главное – обнаружить красноармейцев. А их находили и на удалении менее километра от лагеря – двое солдат лежали от него в 800 метрах. При них были один котелок и пара противогазов.
Лагерь следопытов посетила в эти дни министр молодежной политики Тульской области Юлия Вепринцева, вручившая удостоверения новым членам организации «Тульский Искатель». Поиск и захоронение останков бойцов – это не только важная и нужная работа, но и большой пример для подрастающего поколения, подчеркнула она.
Вахта Памяти–2019 завершилась 8 мая, а останки найденных красноармейцев с отданием воинских и духовных почестей планируется захоронить на въезде в Белев у Кургана Славы 22 июня.
Попали под огонь пулемета?
Наша репортерская группа отъ­езжает от лагеря в сторону леса, где поисковики Валерий и Роман Щедрины из отряда «Безымянный» эксгумировали на дне оврага останки трех красноармейцев.
– Смотрите, у одного из солдат еще при жизни был перелом ноги, но бедренная кость срослась криво, – рассуждает Сергей Бочин. – Возможно, травму боец получил в 1941-м, лечился в госпитале, а после выздоровления снова был отправлен на фронт. И уже здесь погиб...
Братья добавляют: при воинах обнаружили каски, кружки, ложки, вставленный в гильзу автомата ППШ карандаш, знак «Гвардия», монеты, остатки ботинок, взрыватели от германских мин – а значит, кто-то из погибших являлся, скорее всего, сапером. Возможно, это солдаты из 12-й гвардейской стрелковой дивизии, убитые летом 1942-го. Суровая правда войны: бывает, при солдатах вообще нет ни одного предмета – местные жители или похоронные команды после окончания боевых действий забирали обмундирование, снаряжение, оружие, а тела стаскивали в окопы, воронки и закапывали. В этом случае металло­искатель бесполезен – найти павших получится только при помощи щупа. Определить можно по стуку в земле: уткнулся щуп в камень – один звук, в дерево – другой, а в кость – третий.
– Мы вот тоже рядом с этими бойцами воткнули щуп в землю и слышим удар, как по человеческой кости, – рассказывает Валерий Щедрин. – Стали копать, а это не солдат, а корова! Животное, скорее всего, подорвалось тут уже после войны. А бойцы лежат лицом вниз – предполагаем, что попали под огонь немецкого пулеметчика, подпустившего наших солдат к себе поближе.

Заказ для царской артиллерии
– По состоянию на 4 мая следопытами были обнаружены останки уже двадцати воинов РККА, – взял слово участник экспедиции Михаил Власов. – У двадцатого бойца при себе имелись ракетница, кошелек, коробка для хранения и транспортировки дисков к пулемету Дегтярева, знак «Гвардия», пара ножей, одеколон, две гранаты Ф-1 и одна РГД-33, фрагмент медали. Но наиболее знаковая находка – планшет с бумагами. Вполне вероятно, что в нем могут находиться документы, по которым получится идентифицировать погибшего или выяснить новые подробности боев на Белевском направлении. А рядом лежал еще один солдат, двадцать первый по счету. Возле него увидели немецкий бак для хранения противогаза. Поначалу решили, что это мог быть военнослужащий вермахта, погибший в рукопашной схватке. Но, возможно, этот бак просто валялся в траншее. У бойца при себе был медальон, но его пока не вскрывали.
А еще у одного из воинов, найденных и эксгумированных в овраге недалеко от лагеря поисковиков, обнаружены остатки красноармейской книжки. После обработки спецраствором и разъединения листов стало понятно, что есть надежда на установление личности убитого. В ближайшее время будет проведена экспертиза документа.
А вот очередная находка, да такая, что позавидуют многие музеи. Крупнокалиберная латунная гильза поначалу вызвала массу споров даже среди специалистов по истории вооружения. Никто не мог сказать точно, где она применялась – в артиллерии или танковых войсках. Между тем участник экспедиции Игорь Бредихин прокомментировал: эта гильза калибра 76 миллиметров для горной пушки образца 1938 года.
– Она была доставлена в нашу страну из США еще для царской армии, – уточнил Игорь. – Изначальная длина гильзы – 385 миллиметров. Затем ее обрезали под размер около 300 мм, переснарядили, вкрутили в нее советскую капсюльную втулку.
– В советских стрелковых дивизиях горные пушки образца 1938 года могли использоваться в качестве полковых орудий, – добавил туляк Геннадий Гурков. – Судя по дате изготовления (январь 1917 года), гильза действительно из российских заказов Первой мировой войны, и ее выпустили за рубежом.

Последний полет
Между тем поисковые работы ведутся не только в Белевском районе. Так, в Приморье обнаружили останки экипажа легендарного штурмовика Ил-2, один из членов которого – наш земляк сержант Николай Иванович Овчинников 1921 года рождения. Он родился в деревне Жаловки (Желовки) Детчинского района Тульской области. Был женат на Екатерине Никольской. Работы на месте катастрофы самолета из состава 78-го штурмового авиаполка 251-й штурмовой авиадивизии 9-й Воздушной армии, разбившегося 9 ноября 1944 года в ходе тренировочного полета над селом Хороль, проводили участники поискового объединения «АвиаПоиск» Приморского регионального отделения «Поискового движения России».
– Обе кабины, где располагались летчик и стрелок-радист, сильно обгорели. Пожар произошел еще в воздухе, и, скорее всего, авиаторы – летчик лейтенант Анатолий Болотский и стрелок-радист Николай Овчинников – умирали мучительно, не успев выбраться из самолета, после чего Ил-2 перешел в неуправляемое падение, – сообщил помощник командира «АвиаПоиска» Олег Балкин. – Военные в аварийном акте скрыли факт пожара, указав только на ошибку пилотирования. Это обычная формулировка в расследовании катастроф.
В ходе поисковых работ останки Болотского и Овчинникова были собраны вместе с личным оружием и вещами. У летчика при себе имелась зажигалка американского производства с портсигаром, а также самодельная кружка из ленд-лизовской банки кофе. В экспедиции приняли участие более 50 человек.

Выше трубы
А на территории Киреевского района в окрестностях деревень Епишево и Морковщино – там, где в 1941 году тянулась линия обороны Тулы, – в эти дни проходит военно-археологическая экспедиция «Дедиловский рубеж».
3 мая следопытами объединения «Дедославль» у Епишева с помощью щупа были найдены останки одного бойца Красной армии, первые его останки пошли на глубине 60–70 сантиметров. А неподалеку лежали и останки лошади. По словам руководителя объединения Алексея Полунина, красноармеец погиб, скорее всего, в ноябре 1941-го, у него отсутствует половина черепа. Возле останков очень много гильз винтовки Мосина. Медальона нет.
– Интересно, что в 2017 году рядом, в пяти-шести метрах от этого бойца, мы нашли останки трех солдат, имя одного из которых удалось установить, – рассказал Алексей Полунин. – А 4 мая побывали в деревне Сатинка на границе со Щекинским районом, где также искали останки погибших военнослужащих РККА. От местных жителей поступила информация, что на территории частного владения во время Великой Отечественной войны, предположительно в декабре 1941 года, был захоронен боец Красной армии – скорее всего, разведчик. Примерно через 20–25 лет после вой­ны в населенном пункте стали прокладывать водопровод, экскаваторщик наткнулся на останки этого воина. В военкомат передавать находку не стали, а сделали над водопроводной трубой нишу и сложили туда останки. Накануне мы активно искали их, вырыли траншею глубиной до 1,5 метра, но тщетно. Работы возобновили 5 мая и все-таки нашли того солдата. Лежал воин выше трубы. Из его личных вещей – остатки медной чайной ложечки и поясной ремень.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий