Общество

09:10, 02 августа 2013

Воздух, почва и вода

Кто делает Упу еще грязнее? Что добывают на территории региона? Не смоет ли Тулу во время очередного паводка? Директор департамента водопользования и недропользования Елена Половинкина ответила на вопросы жителей в ходе «прямой линии».
В течение двух часов телефонные звонки раздавались с завидной регулярностью. Правда, основная масса жалоб и просьб была, что называется, не по адресу. Одни хотели, чтобы Половинкина наладила водоснабжение в деревне, другие требовали, чтобы она убрала ядовитые гранулы, которые злые соседи закидывают на грядки, третьи хотели, чтобы чиновник остановила деятельность заводов. Елена Сергеевна признала: в повседневной работе также часто приходится разъяснять гражданам, что именно находится в зоне ответственности ведомства.
– Мы можем решать проблемы в сфере забора и сброса воды, но коммунальные сети к нам не относятся, – пояснила она. – Что касается недропользования, то департамент занимается вопросами общедоступных полезных ископаемых. В Тульской области добывают в основном щебень, глину, суглинок, песок и торф. Но в любом случае все поступающие обращения мы фиксируем и направляем в адрес надлежащих госорганов.
Что касается промышленных предприятий, то закрыть их Половинкина при всем желании не может – на это имеет право только суд. Даже чтобы провести внеплановую проверку, нужно получить согласование прокуратуры. Однако, если писем от жителей достаточно много, то ведомство реагирует быстро. Так было, например, с Новомосковском, где появился неприятный запах: межведомственная рабочая группа организовала серию проверок и выявила компании, нарушающие нормы.
– Сейчас проблема стоит не так остро, но на некоторых предприятиях проводятся повторные проверки, – подчеркнула директор департамента.
Кстати, что касается соблюдения экологического законодательства, то здесь можно приводить не только негативные примеры, но и вполне положительные.
– С 2005 года ОАО «Тулачермет» модернизировало очистные сооружения, при этом на сегодняшний день они не делают сбросов в реку, – рассказала Половинкина. – Вместе с другими промышленниками мы ведем подобную работу, но ее результаты зависят и от финансового состояния предприятий, которое нужно учитывать.
Пока же абсолютное большинство водоемов на территории области загрязненных или грязных. Зато с особо опасными гидротехническими объектами все в порядке. Все водосбросные сооружения, плотины, которые в случае аварий могут принести значительный ущерб, – в приличном состоянии. Поддерживать их в работоспособном состоянии помогает Москва.
– В этом году проведем капитальный ремонт ГТС в поселке Дубна, – сообщила Половинкина. – Работы обойдутся в 14 миллионов рублей, более 12 миллионов предоставит федеральный бюджет, оставшуюся сумму – региональный. Также на рассмотрении в Росводресурсах находится заявка на капремонт ГТС в Веневском районе.
«Земельное» направление работы департамента хоть и не несет такой явной опасности, как «водное», но также требует пристального внимания.
– Закон, регулирующий данную сферу деятельности, был принят в 1992 году, при этом его постоянно совершенствуют, вводят механизмы, которые на уровне Федерации еще не до конца отработаны. Применять его не так просто, – констатировала директор департамента.
Тем не менее компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых, на территории региона довольно много. Если раньше щебнем и песком интересовались в основном местные предприниматели, то теперь – крупные промышленные группы. Да и предложение не отстает от спроса.
– 26 участков недр отнесены к категории местного значения, то есть ими может распоряжаться субъект Федерации, – отметила Половинкина. – По двум из них объявлен аукцион, еще по двум готова документация на геологическое изучение.
Планируется, что каждый из участков принесет в бюджет области как минимум по 3 миллиона рублей. За эти деньги победитель аукциона получит право на использование месторождений в течение срока действия лицензии. Впрочем, некоторые люди обходятся и без лицензий…
– «Самокопание», конечно, встречается, – сказала Половинкина. – Нарушителей очень сложно отследить, ведь, как правило, это местные жители, которые роют там, где ранее шла добыча полезных ископаемых. Однако системной несанкционированной разработки у нас не ведется. По крайней мере, вопиющие случаи нам неизвестны.
 Ирина МИХЕЕВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий