Общество

12:07, 14 ноября 2014

Встань, «скорая», передо мной!

 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

– Программа развития кадровых ресурсов государственных ЛПУ уже очень многое дала нашей службе, – говорит Вячеслав Потапов, главный специалист по скорой медицинской помощи департамента здравоохранения министерства здравоохранения Тульской области. – Например, работать на тульскую станцию в прошлом году пришли 28 фельдшеров, в этом – еще 20. Сегодня процент укомплектованности средним медицинским персоналом составляет почти 75 процентов от нормы, что очень неплохо. Куда хуже обстоят дела с врачами скорой помощи, мы их буквально считаем по пальцам. 23,6 процента от потребности – это почти ничего. Если программа будет обновляться в 2015 году, я бы добавил врачей скорой медицинской помощи в список дефицитных специальностей.

КСП – не Сивка-Бурка
Но благостная картина с фельдшерами службы сложилась в областном центре да еще нескольких районных – Каменском, Одоевском, Суворовском, Узловском. Муниципальных образований, которые как страдали, так и страдают без среднего медперсонала, все равно больше: в Алексинском районе служба «03» укомплектована ими на 45 процентов, в Щекинском – на 43, В Чернском и Куркинском – на 33 процента, и список можно продолжить.
По мнению Потапова, карета скорой помощи – не Сивка-Бур­ка: как лист перед травой, встать перед больным у нее не получится. Да, действительно, существует приказ Минздрава, согласно которому «скорая» до любой границы обслуживаемого участка должна доезжать за 20 минут. На деле же это очень часто оказывается невозможным…
Взять хотя бы Ленинский район, где процент укомплектованности фельдшерами не самый плохой – 50 процентов. Как известно, район располагается вокруг Тулы, а с недавних пор ею и является. Очень часто вызывать бригаду приходится из города, а не из поселка Ленинского, поскольку из Тулы ехать до места гораздо ближе. Есть поселки со значительной численностью населения (Рассвет, Плеханово), где созданы пункты неотложной помощи и дежурит фельдшер с машиной. Это большое подспорье в работе службы, такие пункты хорошо работают в Узловой, Новомосковске, начинают выручать население в Волове.
Находят решение и проблемы «пограничных» территорий, например, жителей деревни Мильгуново Узловского района обслуживает кимовская «скорая» – оттуда ближе.
Последнее время в службе многое изменилось к лучшему: парк автомобилей обновлен на 80 процентов, все машины снабжены спутниковой системой ГЛОНАСС. С бензином проблем нет, с лекарствами практически тоже. Уже 10 территорий освоили тромболизис, которого еще несколько лет назад сотрудники боялись как огня. За 9 месяцев этого года уже проведен 241 тромболизис, препараты для него есть всегда, хотя стоимость процедуры немаленькая – 70–80 тысяч рублей на одного больного.
На местах же, по мнению Потапова, все проблемы по-прежнему упираются в кадры. Неловко радоваться чужому горю, но начинающаяся оптимизация столичного здравоохранения дает шанс провинциальной медицине. Число уезжающих за длинным рублем в Москву наконец-то сравнялось с числом возвращающихся. Да и на беженцев с Украины есть надежда.
Дома пониже, асфальт пожиже
В поселке Мордвес, правда, надежды на медика из Донецка не оправдались. Главный врач Веневской ЦРБ Ольга Аржаная лично привозила в местную амбулаторию переселенку, которая искала работу. Но после города-миллионника вид депрессивного поселка, хоть и со следами былой, советской еще, красоты, поверг фельдшера в уныние. Тем более что местные власти «однушку» предложили с газом, но с водой и туалетом на улице…
Если б переселенка задержалась в Мордвесе, пункт неотложной медицинской помощи заработал бы тут как положено. Сейчас его функции берут на себя врач амбулатории Елена Сайнакова с кем-то из трех имеющихся медсестер. «Буханочку» с водителем на весь день предоставляет Веневская ЦРБ, только вот у Сайнаковой каждый день прием, вызовы, а уж только потом – неотложка.
– Нам очень, очень нужен фельдшер, который мог бы заняться именно неотложной помощью. А еще лучше четыре фельдшера, чтобы пункт работал в круглосуточном режиме, – говорит Елена Владиславовна. – Здесь когда-то была многопрофильная центральная районная больница – когда еще Мордвесский район был. После того как райцентр сместился в Венев, ЦРБ стала участковой больницей. И во все времена здесь имелся пункт скорой помощи, его только с 2010 года не стало, когда больница уменьшилась до амбулатории. А население привыкло к возможности вызвать машину в любое время дня и ночи. Сейчас к нам «скорая» приезжает из Венева, это 60 км в один конец. Как при такой географии можно соблюдать норматив доезда?
Амбулатория, занимающая половину помещений бывшей больницы, отремонтирована в соответствии со стандартами последнего времени. Если не смотреть в окно на запущенный до состояния непроходимого леса старый яблоневый сад, можно подумать, что ты в городской больнице «постмодернизационного» периода. Освободившиеся после ликвидации стационара больничные площади планируют перестроить под благоустроенные квартиры медикам, и это как раз шанс заполучить сюда новые кадры.
Учреждение обслуживает 4600 человек, летом еще больше. Так что пункт скорой или, на худой конец, неотложной помощи обязан быть. Инициативная группа жителей не устает требовать его открытия. Вопрос обсуждался на общественном совете при Веневской ЦРБ в присутствии министра здравоохранения Ольги Аванесян, говорили об этом губернатору Владимиру Груздеву, когда он встречался с населением в местной школе, полемика до сих пор идет на форуме официального сайта регионального минздрава. Но конкретных претендентов на имеющиеся вакансии до сих пор нет…
Вячеслав Потапов, который знает о работе профильной службы все, считает, что в поселке Мордвес можно и нужно работать. Только вот планка притязаний современного человека такова, что чуть отойдет он от площади Ленина в Туле, все ему кажется менее привлекательным: дома пониже, асфальт пожиже… Хотя Веневская земля полна контрастов, рядом с лачугами москвичи тут таких дворцов настроили, что сразу становится ясно: перспективы у территории есть.
Где родился,
там и пригодился

Есть люди, которые, работая фельдшером скорой помощи, ни в каком другом деле себя не мыслят. И подсаживаются на адреналин профессии, что те наркоманы на морфий. Так что в мордвесском случае пока не везет с конкретной персоной. Найдется человек, и все будет.
Знакомьтесь, один из фанатов службы «03»: фельдшер Кимовской скорой помощи Евгений Симонов, победитель конкурса профессионального мастерства 2014 года. Уже по этому поводу его можно назвать успешным человеком, но главное, что он с удовольствием идет на службу и с тем же удовольствием возвращается с нее к жене и детям. Разве не это – формула человеческого счастья?
Евгений окончил Новомосковское медучилище, вернулся в родной Кимовск и уже 13 лет работает в районной «скорой» по принципу «где родился, там и пригодился». Выезжать приходится на аварии, на бытовую травму, к бабушкам с давлением. Главное удовольствие, которое Евгений получает от работы, – когда удается по-настоящему помочь человеку, спасти чью-то жизнь.
– Никто никогда не знает, где его подстерегает беда. Недавно на Куликовом поле во время фестиваля бардовской песни мужчина подавился куском шашлыка. Наша машина стояла на одном берегу, а это произошло на другом. Но все-таки успели, развернули реанимационные мероприятия по полной программе. Эвакуировать мясо из дыхательных путей не удавалось, и мы «дышали» его всю дорогу до Кимовска. Только уже на подъезде к больнице удалось пинцетом достать злосчастный кусок. И когда я увидел, что мужчина сам задышал, лицо перестает быть синим, а становится розовым, я так обрадовался, будто это не мы его, а он нас спас. В приемный покой он уже своими ногами шел. Отдохнул немного и опять отправился на Куликово поле – шашлык доедать, – так вдохновенно рассказывает лучший по профессии, что на минуту кажется: может, в свое время тоже надо было в медучилище поступать?
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему