Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 04 Августа 2020

Заслонил собой самолет

Заслонил собой самолет
08 Июл 2020 09:00 / Общество

Человеку по фамилии Чайкин, как говорится, сам Бог велел летать! И он действительно сумел подняться в воздух. Речь пойдет об уроженце деревни Борщево Арсеньевского района Иване Афанасьевиче Чайкине, который связал судьбу с военной авиацией, дослужился до звания лейтенант и погиб летом 1944-го, совершив подвиг.

Будущий авиатор появился на свет в 1922 году. Когда пришла пора идти в армию, он находился уже вдали от родных мест – в Москве. Призывался в 1941 году Московским городским военкоматом. И оказался парень в Армавирской ВАШП – военной авиационной школе пилотов. В столице его тем временем остался ждать отец – Афанасий Гаврилович, проживавший по улице Кропоткина. Да вот беда – сын навсегда остался на той войне…

Молодой человек служил в части с довольно длинным наименованием – в 43-ем истребительном авиационном Севастопольском Краснознаменном полку 278-ой истребительной авиационной Сибирской Сталинской ордена Суворова дивизии. Участвовал в боях Чайкин с 30 июня 1944 года. Находился на 3-м Белорусском фронте. Арсеньевец совершил тринадцать боевых вылетов: пять раз сопровождал бомбардировщики и штурмовики, шесть раз прикрывал советские войска, а также летал на разведку и штурмовку войск противника. Об одном из подвигов Ивана Чайкина говорится в наградном листе на этого летчика. 

Як-9.jpg

Так, 17 августа 1944 года летчик в составе четверки самолетов Як-9 вылетел на сопровождение разведчика Пе-2 и в районе цели встретил немецкие истребители Фокке-Вульф-190 – вражеских авиамашин насчитали восемь. Когда пара ФВ-190 пошла в атаку на краснозвездные самолеты, Чайкин сумел отбить ее. А потом смелый офицер бросился отбивать атаку другой пары германских бортов. «Находясь в невыгодном положении, не позволяющем отсечь противника огнем пушек и пулеметов, он решил во что бы то ни стало не допустить сбитие нашего разведчика и, выполняя священный долг перед Родиной, заслонил своим самолетом и лично собой Пе-2 от прицельного огня истребителей противника, – сказано в документах из фондов Центрального архива Министерства обороны России, – этим самым дав возможность выполнить задание разведчику, который возвратился на свой аэродром с ценными разведданными». А вот какую характеристику дал арсеньевцу командир того самого авиаполка подполковник Дорошенков: «В воздушных боях, несмотря на их немногочисленность, всегда проявлял храбрость и мужество, рвался в бой». Чуда, увы, не произошло – в тот день, 17 августа 1944 года, лейтенант был сбит в воздушном бою и погиб. То ли был убит еще в воздухе, то ли получил ранение и не смог покинуть падающий истребитель. Ивана Чайкина представили к ордену Отечественной войны I степени уже посмертно.

Орден.jpg

Отметим, что можно найти и другую версию гибели офицера. Вот что, к примеру, говорится на сайте «Авиаторы Второй мировой» (allaces.ru): «Летом 1944 г. прибыл на стажировку молодой летчик Чайкин. Его определили в 1-ю эскадрилью. С аэродрома Сморгонь в паре с Владимиром Меркуловым сопровождал бомбардировщик Пе-2 на фотографирование немецкого объекта. Задание было выполнено без потерь. На следующий день 17 августа он с группой полетел на сопровождение наших бомбардировщиков. Помня наказ генерала Савицкого о том, что ни в коем случае нельзя допустить ни одной потери бомбардировщиков, он в этом вылете совершил подвиг. Чтобы защитить бомбардировщик, он поставил свой самолет под очередь Ме-109 и погиб. Бомбардировщики вернулись без потерь». Как видите, имеются существенные расхождения, но смысл, в общем-то, один: летчик прикрывал наш самолет – и погиб… Интересный факт: из списков Красной Армии Чайкина как погибшего исключили приказом Главного управления кадров Народного комиссариата обороны СССР только 13 октября 1944 года. А вот иначе, кроме как досадной ошибкой, сложно назвать недостоверную запись в «Книге Памяти Тульской области», согласно которой авиатор погиб и захоронен почему-то… в Арсеньевском районе! И вот доказательство: мы нашли журнал боевых действий авиаполка! Из него следует: четыре наших самолета сопровождали разведчики Пе-2 в район Шяуляй-Кельме (это территория Литвы). В восьми километрах юго-западнее Кельме наши летчики на высоте 600 метров встретились с пилотами люфтваффе – 8 бортов ФВ-190 пытались сбить Пе-2. В том бою советские авиаторы отбивали атаки. В одной из них Чайкин загородил своим самолетом Пе-2, попал под огонь неприятельской пары ФВ-190, загорелся и упал в 12 километрах юго-западнее Кельме. Так что останки Ивана Чайкина и его сбитый самолет все-таки лежат где-то в литовской земле, а не в арсеньевской.

P.S. На этой неделе стало известно, что щекинский поисковик Андрей Марандыкин принял участие в экспедиции по обследованию места падения самолета времен Великой Отечественной войны. Как сообщил «Тульским известиям» командир военно-исторического клуба «Орловский рубеж» (г. Мценск) Александр Коссов, раскопки ведутся на границе Новосильского и Залегощенского районов Орловской области в лесу севернее деревни Евтехово.

– Знакомые Андрея Петровича искали в этом лесу грибы-ягоды и увидели яму. Присмотрелись – внутри железки какие-то торчат. И поскольку грибники знали, что Марандыкин является следопытом и давно ищет самолеты, то решили сообщить ему о находке, – рассказал Александр Коссов. – И я, и Марандыкин отправились в этот лес. Провели у воронки и вокруг нее с лопатами целый день, откопали мелкие фрагменты разбившейся авиамашины: дюраль, бакелит, гильзы и звенья авиапушки ШВАК. Останков авиатора не обнаружили. Очевидно, основной крупный металл из этой воронки вытащили во время и после войны местные жители, потому что населенный пункт – близко. Вонзили мы щуп в глубину – он ударяется о железо, но слабо, в земле есть только «редкий» металл. Двигатель же наверняка не найдем. Идентифицировали по найденному лючку этот борт как советский истребитель Ла-5, это потеря за период 12-13 июля 1943 года – в эти дни наши ВВС в том квадрате потеряли в боях с люфтваффе четыре самолета Ла-5. Номерных фрагментов нами не обнаружено. 11 июля намерены продолжить экспедицию.

262861-main.jpg

Так что, возможно, когда-нибудь найдут и самолет Ивана Чайкина.

Сергей МИТРОФАНОВ

Фото с сайта waralbum.ru

На фото: 1) Так выглядел истребитель Як-9 – подобным самолетом управлял арсеньевец Иван Чайкин 2) Этого ордена наш земляк был удостоен посмертно 3) А такими были Ла-5 – от авиамашины, найденной на Орловщине, крупных фрагментов не сохранилось

 


Читайте также

Новый экспресс, бронепоезда и электрификация
29 Июл 2020 10:54 / Общество
В этом году объемы пассажирских перевозок в поездах дальнего следования совсем не радовали железнодорожников – виной тому стала пандемия коронавируса, которая повлекла за собой и падение спроса, и уменьшение числа поездов и вагонов, и ограничительные меры по передвижению, и минимизацию контактов между людьми. Что говорить, если пассажиропоток сократился до двадцати процентов. Что касается поездов пригородного сообщения, то в Тульской области они не отменялись, а составность оставалась прежней – но пассажиропоток также упал: в два раза. Больше у нас стали пользоваться услугами железной дороги лишь тогда, когда разрешили свободно посещать Москву. Также увеличению пассажиропотока поспособствовало открытие южных курортов и снятие ограничений, связанных с рассадкой в вагонах. Сегодня размеры движения вошли в прежнее русло – через Московский вокзал отправляется 54 пары поездов. Тульских железнодорожников, конечно же, радует возросшее число пассажиров – а спрос на перевозки сейчас только растет. Читать »
Выпускник на 100 баллов
23 Июл 2020 13:17 / Общество

Ученица гуманитарно-математического лицея Валерия Плешакова – среди тех, кто получил максимальные сто баллов на Едином государственном экзамене по литературе.

Читать »
Корабль не построил, но замминистра стал!
17 Июл 2020 14:28 / Общество
«У меня в руках – кузнечный молот непонятного предназначения, потому что у него сбоку имеется круглое отверстие, – показывает нашей репортерской группе любопытный артефакт собиратель старины из суворовской деревни Желтиково Александр Юлин. – Его мне принес местный житель и сказал, что предмет изготовлен здешним кузнецом. Я предполагаю, что молот сделал Владимир Седыкин – отец того самого Федора Седыкина, который родился в бедной семье 18 июня 1927 года, а потом дорос аж до заместителя министра высшего и среднего специального образования РСФСР». Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

da300x250_v5.png






Предпочтительный формат


Наш Twitter