Общество

Злодеяния гитлеровцев в Щекинском районе

В год 75-летия Победы над фашистской Германией пресс-служба УФСБ России по Тульской области и редакция газеты «Тульские известия» продолжают публиковать на сайте издания уникальные документы о злодеяниях гитлеровцев на территории региона. Они призваны напомнить соотечественникам, и в первую очередь молодежи, о том, какое зло несли захватчики и их пособники гражданам нашей страны. Мы делаем это еще и для того, чтобы еще раз указать: виновниками преступлений в годы войны были не только эсэсовцы, но и военнослужащие вермахта, о чем часто «забывают». Совместный проект нацелен на то, чтобы школьники, студенты и представители других слоев общества знали имена жертв фашизма, даты и места их гибели – знали и помнили. В этот раз мы расскажем о том, что происходило в 1941-м на щекинской земле.

«Мне известно, что на шахте № 8 треста «Щекинуголь» немцами было замучено и затем расстреляно 8 человек советских граждан; трое (как будто) из них были гражданскими, а 5 человек – военными. Вообще никто не знает, где, когда и при каких обстоятельствах они были расстреляны, так как их трупы обнаружены были уже в марте 1942 года».

Об этом в беседе с сотрудником госбезопасности летом 1944 года рассказала жительница поселка Огаревка Щекинского района Тульской области Александра Клюева, 1905 года рождения, по соцпроисхождению из крестьян-середняков, уроженка д. Хмелевец Житовского сельсовета Щекинского района, кастелянша ремесленного училища № 9 в Огаревке, мать двоих детей, член партии с 1928 года. До Октябрьской революции Александра Андреевна была учащейся и находилась на иждивении родителей, а после 1917 года трудилась по найму на различных предприятиях. Являлась секретарем профорганизации, депутатом и членом исполкома поссовета.

В период оккупации Александра Андреевна находилась в деревне Хмелевец и нигде не работала. После изгнания гитлеровцев с территории района с 17 декабря 1941 года сразу стала трудиться «на старой своей работе председателем исполкома депутатов трудящихся в поселке Огаревка». Женщину спросили, что она знает о преступлениях немцев на обслуживаемой Огаревским поссоветом территории, в частности, об убийстве 8 человек.

«Не помню точно числа, в марте 1942 года мне в поссовет позвонил как будто бывший председатель шахткома Королев Григорий Алексеевич и просил придти на шахту, так как там обнаружили трупы людей, – вспоминала Александра Клюева. – Когда я пришла, то трупы восьми человек уже были доставлены в клуб шахты и находились в одной комнате. Часть из них были разуты, часть в ботинках. Одежда полностью находилась на них. При осмотре их было обнаружено, что все они были убиты путем расстрела разрывными пулями в голову, большинство в затылок, так что лицо трудно узнать. В карманах одежды обнаружены документы: паспорта, пенсионная книжка, фотокарточки; были нитки с иголками, кусочки сахара; красноармейских книжек не было, очевидно, они были изъяты немцами. Из разговоров с жителями шахты я выяснила, что трупы были обнаружены в сгоревшем в отвале шахты угле. Кто-то из женщин ходил в бывший отвал за углем и, думая, что из снега торчит полено, откопал руку, а за ней труп. Когда стали его отрывать полностью, то обнаружилось, что в яме этой не один человек, а восемь; всех их отрыли и доставили в клуб. Впоследствии мы их схоронили в братской могиле около шахты № 8. Подробнее по этому вопросу могут показать Королев Григорий Алексеевич и Поликарпов Иван Васильевич, так как первый из них был председателем шахткома, а второй – помощником заведующего шахтой, и они в обнаружении, отрывании, а затем в похоронах их приняли самое горячее участие. Обнаруженные трупы были незнакомыми, исключая одного, которого по документам удалось установить, что он <из> Щекинского района Яснополянского сельсовета – Обезьянин. Документы всех замученных впоследствии были переданы в милицию» (по материалам архива УФСБ РФ по Тульской области).

Кроме того, Клюева рассказала о том, что на шахте № 9 немцы повесили 4 рабочих шахты: Василия Юдина (примерно 1900 года рождения, члена партии, он трудился предположительно слесарем), Воробьева (помощника начальника шахты, в возрасте около 40 лет) и его 15-летнего сына, а четвертого человека женщина не знала. «В деревне Огаревка в начале декабря немцы схватили и повесили четырех человек, чьи и откуда они – не установлено, – добавила Александра Андреевна. – Эти люди были заподозрены немцами в принадлежности к партизанам. При повешении их публично им на грудь были повешены доски с надписью: «Партизан», но сами они сказали собравшимся, что они не партизаны, а шли домой с трудового фронта» (по материалам архива УФСБ РФ по Тульской области).

А в деревне Городна Щекинского района, со слов Клюевой, немцы арестовали Егора Семеновича Русанова (примерно 1900 года рождения, члена ВКП/б/, начальника участка шахты № 9) и Дорошенко (кандидата в члены ВКП/б/, начальника вентиляции шахты № 9). Еще в период оккупации «труп Русанова был обнаружен за поселком в овраге недалеко от школы. На шее у него был ремень, лицо искажено. Видно было, что человек был зверски замучен и перенес тяжелые пытки. Труп Дорошенко был обнаружен среди других замученных на шахте № 2».

Женщина также сообщила, что в деревне Кутеповка Щекинского района в своем доме был арестован член партии заведующий динамитным складом шахты № 9 Иван Филиппович Трусов, труп которого «был впоследствии найден около города Щекино».

«Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах немцами были убиты два красноармейца. Трупы их были обнаружены на стадионе в поселке Огаревка уже после изгнания немцев из Щекинского района». Клюева рассказала и о том, что в поселке Огаревка частыми были перебои с водой. Поэтому жители спешили придти пораньше к водопроводному крану. Как-то утром – ранее разрешенного немцами времени – «вышел за водой татарин и был застрелен немецким часовым «на месте преступления». А на территории Житовского сельсовета при конвоировании пленных красноармейцев было убито 5 человек. «Двое из них были не в состоянии идти дальше от истощения, двое пытались бежать, а один с кружкой в руках спустился к ручью, зачерпнул воды и хотел напиться. Все они были пристрелены немцами». Затем женщина рассказала о том, что оккупанты искали члена партии Николая Васильевича Алехина, эвакуировавшегося в деревню. Гитлеровцы допрашивали его мать Наталью. «Ее посадили в машину и велели указывать дорогу, где находится сын. Однако после этого ее никто ни живой, ни мертвой не видал, очевидно, погибла за сына, который этим спасся».

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

 

Другие новости