NULL

Тайны спецслужб

09:48, 27 февраля 2024

Пропавший без вести Дмитрий Барсуков: милиционер, пожарный, командир танка

Пропавший без вести Дмитрий Барсуков: милиционер, пожарный, командир танка

Читатели, которые следят за нашими регулярными публикациями о Щекинском районе в период Великой Отечественной войны – в рамках многолетнего (!) редакционного проекта о коллаборационистах и тех, кто противостоял гитлеровскому режиму – задают нам разные вопросы, в том числе и такого плана: кто в 1941 году служил в щекинской милиции и какова судьба этих милиционеров? Благодаря рассекреченным материалам пресс-службы Управления ФСБ России по Тульской области мы можем дать ответы на эти вопросы. Итак, сегодня мы расскажем про Дмитрия (Димитрия) Барсукова. Об этом человеке 24 января 1951 года поведала компетентным органам его жена – Ксения Барсукова. Кстати, так получилось, что супруги – родом из Курской области. Но как же их занесло в Щекинский район? Увы, вот этого пока не знаем.

 

«Что прошло, то вспоминать нечего»?

ДОСЬЕ

Ксения Иосифовна Барсукова. Родилась в 1917 году в селе Бобрищево Кривцовского района Курской области в семье крестьян и рабочих. Затем жила в г. Щекино (пос. 2-я группа, кирпичный завод). Окончила 2 класса сельской школы. Разнорабочая. Работала на райпищекомбинате подручной булочной. Воспитывала 2 детей. Не судимая.

Как рассказывала эта женщина, перед вступлением немецкой армии в Щекинский район супруги Барсуковы проживали на шахте № 18. Дмитрий Михайлович Барсуков в ту пору служил участковым уполномоченным Щекинского районного отдела милиции. Перед оккупацией милиционер сказал супруге: он вместе с другими работниками районной милиции эвакуируется. Куда конкретно – уточнять не стал. И муж с женой расстались. Тем временем Ксения Иосифовна – по ее словам – дня за два до прихода фашистов (то есть примерно 26 октября 1941 года, поскольку райцентр немцы заняли 28.10.1941 г.) вместе с 2 детьми, «как только муж уехал в эвакуацию», переехала с 18-й шахты в деревню Яньково Щекинского района. И там все время оккупации и прожила: по ее словам, с начала оккупации (28 октября) по 13 декабря 1941 года. Однако это неточно, ведь Красная Армия освободила райцентр от фашистов 17.12.1941 г. Значит, жила она в Яньково по 17 декабря включительно? Или с 13 декабря находилась где-то за пределами Яньково? Или женщина запуталась в датах (все-таки после изгнания немцев прошло уже 10 лет)? Непонятно. «Мой муж явился из эвакуации числа 11-12 декабря 1941 года, в то время еще немцы оккупировали нашу местность, – продолжила Барсукова. – Муж переночевал (где и у кого – непонятно; если у жены в Яньково, то как Барсуков узнал, что она там? – Прим. ред.), ушел в г. Щекино. Немцы из Щекинского района были изгнаны 13 декабря (дата, повторимся, неверная. – Прим. ред.), таким образом мой муж Барсуков находился при немцах в Щекинском районе дня 2. Каким образом он пробрался из эвакуации в Щекинский район, я не знаю, он мне не рассказывал, также не говорил, с кем он и пришел. После изгнания немцев Барсуков продолжал служить в милиции месяца два, а потом был уволен и работал в тресте «Щекинуголь» пожарником, а затем был взят в Советскую Армию и на фронте Отечественной войны муж Барсуков Д. М. погиб. Находясь в Щекино в течение одного дня при оккупации немцами (однако выше женщина сказала «муж Барсуков находился при немцах в Щекинском районе дня 2»; или она имела ввиду, что конкретно в Щекино муж был один день? – Прим. ред.), муж немецкими властями не арестовывался, о его аресте немецкими властями я ни от кого не слышала, не говорил об этом и муж Барсуков. Я спрашивала мужа, где он был в эвакуации, каким порядком прибыл и с кем, он мне не говорил, сказав: «Что прошло, то вспоминать нечего».

ДОСЬЕ

Дмитрий Михайлович Барсуков. Родился в 1914 году в д. Покровка Брестенского сельсовета Солнцевского района Курской области. Образование 5 классов. Беспартийный. Военно-учетная специальность – артиллеристы мелкокалиберной артиллерии (боевых машин); младший начальствующий состав. Призван в РККА Щекинским РВК 02.01.1942 года (по другим данным 02.01.1943 г.). Сержант. Командир танка. Последнее место службы: п/п 305880. Дата выбытия: __.08.1943 года (по другим данным, в апреле 1943 г.). Причина выбытия: пропал без вести на фронте.

ИЗВЕЩЕНИЕ!!!!.jpg

Возможно, щекинские краеведы смогут установить что-то новое об этом человеке.

Щекино при немцах: из каких отделов состояла горуправа

Мы же тем временем продолжим рассказ о том, что происходило в Щекино во время оккупации. Как вспоминал 10.02.1942 г. арестованный Иван Васильевич Ов-ков, постановлением бургомистра г. Щекино Кувшинова от 8 ноября 1941 года при горуправе были организованы отделы. Так, 10 ноября первым был создан жилищно-коммунальный отдел – «как более необходимый в смысле массовых требований со стороны населения в силу разрешения квартирных вопросов, а также нужды в топливе и других жилищно-бытовых условий». После 10 ноября появились отделы регистрации и биржи труда, финансово-налоговый, земельный, торговый, здравоохранения, народного просвещения, управления шахтами. А вот отдел внутренней охраны (полиции) «был организован ранее издания постановления». Итак, на жилищно-коммунальный отдел возлагались учет всей жилплощади (как занятой под квартиры, так и свободной, а также площади под торговые предприятия и учреждения), ремонт разрушенных помещений, снабжение щекинцев и открытых предприятий водой и топливом («частично также это снабжение производилось и для помещений, занятых немецкими штабами и комендатурами»). Для осуществления всего этого при жилкомотделе Щекинской городской управы имелись уже организованные два подсобных цеха: строительный цех (примерно 120-125 рабочих), второй же цех назывался конный двор (54-56 лошадей с повозками и упряжью, около 70 рабочих для их обслуживания). Распоряжением бургомистра Кувшинова 10 ноября 1941-го Иван Ов-ков был освобожден от работы по переписи населения. Ов-кова через пособника Тр-ко вызвали к Кувшинову, Ов-ков явился – и в присутствии Тр-ко Кувшинов назначил Ов-кова заведующим жилищно-коммунальным отделом. Еще до назначения Ов-кова на эту должность был назначен заведующим строительным цехом прораб Павел Иванович Серегин (ранее работал техником-строителем стройконторы г. Щекино). При Ов-кове Серегин поработал 3-4 дня, а затем был заменен прорабом Михаилом Захаровичем Писковым (бывший прораб Щекинского горсовета). «Руководство работами стройцеха продолжалось до 13 декабря 1941 года». А за день-два до назначения Ов-кова на должность завжилкомотделом заведующим конным двором жилищно-коммунального отдела являлся Григорий Петрович Иванов (ранее работал завхозом Щекинского горсовета).

…10 ноября 1941-го. Ов-кову объявили, что он теперь – заведующий жилищно-коммунальным отделом.

– Считаю, что мое назначение на эту работу – неподходящее, – начал протестовать Ов-ков в присутствии Кувшинова и Тр-ко, обращаясь к бургомистру. – Оно не соответствует моей специальности. Я с этой работой не справлюсь.

Как потом Ов-ков доказывал чекистам, он не рвался становиться завжилкомотделом, потому что хотел «избежать ответственности в работе».

Но переубедить щекинских коллаборационистов Ов-ков не сумел.

– Сложности в этой работе абсолютно никакой нет, – принялись тут же уговаривать Ов-кова Кувшинов и Тр-ко. – Вы же нормировщик. А значит, знакомы с работой по организации труда – вполне справитесь.

– И я, и Кувшинов привлечены и назначены германской постоянной комендатурой так же не по специальности и против нашего желания, – аргументировал Тр-ко. А потом Тр-ко пригрозил: отказ Ов-кова будет рассматриваться как саботаж выполнения приказа германского командования…

После этого Ов-ков, представив «перспективу» и не увидев возможности отказаться от должности, сдался.

– Согласен, попробую.

Ов-ков убеждал потом работников госбезопасности: мол, рассчитывал он на то, что «это все временное явление».

– Предлагаем вам заняться ознакомлением с помещением бывшего райкома и райисполкома, которое нами предназначено для помещения под городскую управу и которое уже ремонтируется, – обратились Кувшинов и Тр-ко к Ов-кову.

Потом бургомистр сказал, что надо заняться укомплектованием и увеличением конского состава, повозок с упряжью конного двора – а проводить это нужно через уже работающего помощника заведующего конным двором Ивана Кузьмича Вепренцева. Все остальные вопросы Ов-кову коллаборационисты рекомендовали решать по мере их повседневного возникновения, ну и в соответствии с указаниями, поступающими от Кувшинова, Тр-ко, Гор-ва, а также исходя из требований посетителей.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

На фото: копия извещения о том, что Дмитрий Барсуков пропал без вести на фронте в августе 1943 года

 

 

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий