Здоровье

09:59, 24 мая 2019

Бабочка для дирижера

Екатерина ГАРБУЗОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

В регионе впервые прошла масштабная профилактическая акция, посвященная здоровью щитовидной железы.

В 12 государственных медицинских учреждениях (Клинико-диагностический центр, Яснополянская больница, Алексинская, Киреевская, Богододицкая, Новомосковская и другие больницы) все желающие смогли посетить терапевта, врача общей практики, эндокринолога, сдать кровь для проведения общего анализа и исследований на гормоны щитовидной железы, пройти УЗИ, а также сделать флюорографию и маммографию. Результаты проведенных консультаций и обследований будут направлены в поликлиники по месту прикрепления граждан, а нуждающиеся пациенты получат возможность дальнейшего дообследования.
Эндокринная железа у основания шеи – как раз в том месте, где дирижеры носят галстук-бабочку, вопреки скромным размерам – от 12 до 25 граммов у взрослого человека, – как раз и выполняет функцию дирижера для целого организма. Как она скомандует, так и будет биться ваше сердце, реагировать сосуды, сохранять или, наоборот, терять крепость кости. Врачи говорят: здоровая щитовидка – здоровый человек. Но, к сожалению, сохранить эту железу в целости и сохранности в нашей местности достаточно проблематично.

Железа на контроле
Почти вся Россия, и особенно ее центральная часть, относится к территориям йодного дефицита, то есть в наших продуктах питания йода меньше, чем требуется организму. А щитовидная железа у позвоночных как раз накапливает, хранит йод и вырабатывает йодсодержащие гормоны – те, что участвуют в регуляции обмена веществ и в росте отдельных клеток. В условиях, когда йода хронически не хватает, щитовидная железа стремится приспособиться, пускаясь, что называется, во все тяжкие…
– В нашем регионе на учете у эндокринологов состоят более 24,5 тысячи пациентов с заболеваниями щитовидной железы. Из них 1682 – с диагнозом «рак щитовидной железы», – рассказывает Светлана Прилепа, главный эндокринолог министерства здравоохранения Тульской области. – По статистике, снижение функции щитовидной железы развивается у 2 процентов людей и 8 процентов лиц старше 60 лет. А узловые образования выявляются современными методами практически у каждого третьего взрослого человека! Зоб – увеличение размера щитовидной железы в регионах, эндемичных по йоду, возникает у 10 и даже у 30 процентов населения. В Тульской области положение усугубляется чернобыльским следом. Но сегодня самое важное – знать, что подавляющее большинство заболеваний щитовидной железы излечимо, а в части случаев даже предотвратимо.
Следует вспомнить, что не так уж давно была тотальная профилактика йоддефицитных состояний: в продукты питания при их изготовлении добавлялся йод, и именно такие – йодированные – булочки или кефир поступали не только в магазины, но и в образовательные учреждения, заводские столовые. Сегодня программы эти свернуты, но каждый желающий пока еще может купить йодированную соль для собственной кухни.
Так что мы уже по географическому принципу просто обречены на необходимость следить за здоровьем железы-бабочки.
Излечение может быть полным
Чем же оборачивается недостаток йода в окружающей среде? Железа начинает неправильно функционировать, вырабатывая слишком много гормонов (гипертериоз) или слишком мало (гипотериоз). И в зависимости от этого меняется наше самочувствие. Человек вдруг начинает резко худеть, у него возникает выраженная потливость, он раздражителен, руки дрожат, и вообще ощущается дрожь во всем теле. В сердце – перебои, когда оно как бы останавливается, либо, по ощущениям, кувыркается по грудной клетке. Могут быть и периоды сильной аритмии, вплоть до мерцательной. Человек постоянно куда-то непродуктивно торопится, шумит, стремится успеть все сразу. Либо возникает состояние с точностью наоборот: сонливость, заторможенность, апатия, плохая память.
Все это неудивительно, ведь щитовидная железа участвует в поставках кислорода ко всем тканям организма. И если гормонов много, человек возбужден, гиперактивен при низкой глюкозе и холестерине. А когда их мало, общий обмен замедляется, холестерин растет, делать ничего не хочется.
Больному назначаются вещества, блокирующие выработку лишних гормонов, либо, при их недостатке, таблетированные гормоны, идентичные натуральным. В первом случае терапия чаще всего бывает курсовой – до нормализации функции железы, а во втором – пожизненной. Но одну таблетку в сутки с утра выпить не так уж проблематично.
Врач-эндокринолог Тульской областной клинической больницы Мария Матвеева:
– Иногда больных пугает словосочетание «гормональная терапия», и они не выполняют назначения. Но это совсем не те гормоны, которых следует бояться. Гораздо больше надо бояться разрушительных последствий нарушения функции щитовидной железы.

Узлы в ассортименте
На фоне нездоровья щитовидной железы в ней формируются узлы и кисты. У каждого второго пациента, приходящего в КДЦ на ультразвуковое исследование, находят по несколько таких образований. При этом женщины страдают узловым зобом гораздо чаще мужчин, и специалисты не удивляются, увидев на аппарате УЗИ подобную картину. Но вот если у пациента имеется одинокий узел, и особенно если этот пациент – мужчина, речь сразу же заходит об онкологии. Одинокий узел и растущие образования предлагают пунктировать, чтобы сделать клеточный анализ – очень информативный в плане зло- или доброкачественности процесса.
Для того чтобы не довести себя до нежелательного поворота событий, следует обязательно эпизодически посещать эндокринолога. И если пальпаторно (пальцами) он нащупал у вас в щитовидной железе узел, ультразвуковое исследование пройдите обязательно. А там и до пункции недалеко.
Когда узлов много, да еще кисты есть, тоже ничего хорошего: среди них может затаиться и злокачественный узелок, а ведь все подряд не пропунктируешь. Поэтому, если узлы без роста, УЗИ рекомендуют делать раз в год, а коль они медленно, но верно растут, то даже два раза в год. Главный фактор риска здесь – наследственность по раку щитовидной железы.
Кроме пальпации, УЗ-иссле­до­вания и пункции, в комплекс обследования входит анализ крови из вены на гормоны щитовидной железы и крови на онкомаркеры. Процесс, застигнутый в самом начале, когда еще нет метастазов, вполне себе укротим.
Без кретинов
Термин кретинизм сегодня почти не используется, поскольку он вышел из чисто медицинских рамок, став эпитетом с резко негативным социальным подтекстом. Придуманы другие слова, но явление осталось тем же. И если беременная женщина страдает пониженной функцией щитовидной железы и не обращается к врачу, она рискует родить кретина – в самом прямом медицинском значении этого слова.
Мария Матвеева:
– Женщины еще на этапе планирования беременности, а уж по факту ее наступления – обязательно должны сдать кровь на гормоны щитовидной железы. У плода уже с шестнадцати недель образуется эта железа внутренней секреции, и как она работает у мамы, то и с малышом будет. При нарушениях функции аномалии и пороки развития почти неминуемы, возможны акушерские осложнения, невынашивание беременности. Иногда супружеская пара страдает бесплодием только потому, что у кого-то из супругов гипотериоз. У мужчины с таким диагнозом плохая спермограмма. Но самое ужасное – это все-таки рождение ребенка-кретина, который при своевременном обращении за гормонозаместительной терапией мог бы родиться совершенно нормальным. Женские консультации иногда назначают беременной женщине сдать кровь на функцию щитовидной железы поздновато, поэтому думайте о таком анализе сами.
Конечно, симптоматика, говорящая о сбое в работе щитовидной железы, неспецифична. Те же признаки могут появиться от десятка других заболеваний. Поэтому профилактические акции, подобные только что состоявшейся, очень нужны – вы можете в ходе обследований или успокоить себя или, наоборот, озадачить. И то, и другое пойдет на пользу.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий