Общество

10:42, 28 апреля 2021

Интересный опыт применения элементов геймификации в области охраны труда от компании ЕВРАЗ

Спецодежда: куртка и брюки, защитные ботинки, каска, очки, перчатки. В полной экипировке выходим в промзону на охоту…

Это не футуристический триллер и даже не ролевая игра. Напротив, вполне будничный процесс для сотрудников АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула».

Вот уже несколько месяцев, как охота стала здесь распространенным увлечением. А экипировка – защита от коварно поджидающих в засаде производственных рисков, на которые эта охота и объявлена.

Ограждающие перила в цехе начали шататься или прогнулись; над пешеходной дорожкой на территории нависла ветка, готовая отломиться; светоотражающая лента с каски сотрудника отклеилась…

«Какая ерунда!» – искренне заявят вам на огромном числе предприятий.

«Да это ж риск!» – скажет вам любой сотрудник ЕВРАЗа. Обязательно сфотографирует и отправит фотографию через специальное мобильное приложение на телефоне, где этот риск будет зафиксирован и выбраны сроки и ответственный за его устранение.

Ошибки здесь нет: именно сфотографирует на телефон. В рамках проекта «Риск-Управление» на предприятии разрешено пользоваться для «охоты» мобильными устройствами.

Как в любой охоте есть и соревновательный элемент. «Охота на риски», открытая на АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» в конце прошлого года, не просто забавный квест для желающих. Помогая предприятию «ловить» потенциальные производственные опасности, сотрудники зарабатывают баллы, которые могут обменять на ценные призы. Кружки, футболки, жилеты, пледы и прочая продукция с фирменной символикой ассортимента не исчерпывает. Можно получить, например, сертификат крупной торговой сети и отправиться с ним за покупками…

_L9A0595.JPG 

Норма жизни

Есть и более весомые причины пополнить ряды охотников. Основная из них – гарантия не абстрактной «безопасности на производстве», а безопасности собственной.

Никто, кроме крановщика, не заметит, что дверца кабины крана стала плохо захлопываться. Но он же и первый, кто рискует в этой ситуации. Значит, больше других заинтересован предотвратить риск.

– Немало времени пришлось потратить на начальном этапе руководству предприятия, чтобы донести до сотрудников: никого не оштрафуют, не занесут в «черный список», не пожурят за срыв плана, вынужденную остановку производства на участке, если причиной стал обнаруженный риск здоровью или жизни человека, – рассказывает риск-менеджер АО «­ЕВРАЗ Ванадий Тула» Эллада Гаврашенко. – Возьмем тот же пример: если в кабине крана плохо закрывается дверь, это – прямое основание для человека, работающего с этой техникой, отправить сообщение о риске, сопроводив уведомлением об отказе от работы до устранения этого риска. В приложении есть для этого специальная кнопка. И никаких карательных мер за такой шаг не последует и быть не может! Факт отказа от выполнения работ при обнаружении риска не влияет на порядок и размер оплаты труда сотрудника. Важнейший постулат ЕВРАЗа: «Нам не нужен металл любой ценой». На первом месте – не нормы выработки продукции, а нормы безопасности. Осознание этого было, наверное, основным моментом в нашей работе.

Такой формат поддерживается здесь руководителями всех уровней – от мастера до президента компании и преследует не только тактическую цель – предотвращение происшествий, но и стратегическую – формирование у каждого работника понимания своих полномочий и ответственности за собственную безопасность.

Помимо вовлечения работников в поиск рисков, важно, чтобы каждый из них мог предложить, что можно сделать, чтобы обезо­пасить себя и своих коллег. Для этого в компании, помимо мобильного приложения «Охота на риски», работают такие инструменты, как Фабрика идей, Доска решения проблем и др.

_L9A0640.JPG

 

Не в цифрах, а в умах

Семь рабочих групп – по числу ключевых производственных участков – дважды в месяц участвуют в «Охоте на риски» на своей территории. В каждую из них входят владелец процесса (руководитель цеха), мастер участка, технологический персонал, механик, представитель подрядчика, риск-менеджер и сотрудники, выполняющие работу на этом участке. Чтобы у команды не «замылился глаз», ее состав периодически обновляется.

– Абсолютизма в безопасности достичь невозможно, любое оборудование и работа связаны с рисками. Но можно не ждать происшествий, сбоев, производственных травм, а работать на упреждение, – объясняет начальник электрометаллургического цеха АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» Максим Талдыкин, чья рабочая группа включилась в проект одной из первых. – Первый шаг в этой схеме действий – обу­чение. 72 процента персонала предприятия на сегодня уже обу­чены методике «Риск-Управление», а целевой показатель, естественно, 100. И уже скоро он будет достигнут.

Процесс этот нескончаем. Условия постоянно меняются, и «Риск-Управление» не ставит невыполнимой задачи создать в конечном счете производство, полностью лишенное опасностей. Но сама идея проекта – вовлеченность каждого в обеспечение своей безопасности – создает среду, в которой риски определены и минимизированы. Забота о безо­пасности становится не конт­рольной функцией службы охраны труда, а общим негласным правилом, образом жизни предприятия. Там, где люди охотятся на риски, риски перестают охотиться на людей.

– Снижение числа несчастных случаев на производстве – цель, к которой мы стремимся независимо от проекта, и оценивать вклад «Риск-Управления» в общую картину пока преждевременно, – уточняет начальник отдела охраны труда, промышленной безопасности и экологии АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула» Владимир Прощалыкин. – Любой проект дает ощутимые результаты спустя 2–3 года от начала внедрения. На других предприятиях компании он стартовал раньше, мы сейчас в начале пути. Но положительная динамика уже есть. А главный результат этой работы численными показателями не измерить. Это возникновение новой неформальной нормы – культуры безопасного поведения. Если раньше – не только у нас, но и на предприятиях по всей стране – существовало убеждение, что охрана труда – задача исключительно одноименного отдела, то теперь этот стереотип сломлен. Мы видим, что люди заинтересованы в том, чтобы сделать свою работу безопасной. Уже принято решение, что в ближайшее время в этот процесс будут вовлечены не только сотрудники, но и представители подрядных организаций, работающих на территории предприятия.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий