string(1) "N"

Общество

08:05, 09 мая 2018

Историк: Каждый третий из 300 туляков-Героев Советского Союза воевал в авиации

Новый бренд Тулы – памятник «Защитникам неба Отечества» у Красных ворот, встречающий всех тех, кто едет в оружейную столицу по автомагистрали, хорошо виден издалека и надолго приковывает взгляды соотечественников и иностранцев. Мемориал возвели к 71 годовщине победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. Скептики поначалу задавались вопросом: а какое отношение имеет Тула к авиации? Историки терпеливо объясняли: прямое.

– Каждый третий из почти 300 туляков-Героев Советского Союза воевал в авиации, – говорит специалист по военной истории Тульского края Ирина Авдюшкина. – Очень много наших земляков-авиаторов было удостоено этого высокого звания в первые же месяцы Великой Отечественной: Анатолий Лукьянов, Дмитрий Зайцев, Борис Сафонов, Борис Пирожков. Последний, кстати, успешно воевал в тульском небе. Так что памятник появился не просто так. Он символизирует победу советских пилотов над вражескими экипажами, напоминая, как в одном бою Иваном Вишняковым были сбиты сразу две немецкие «рамы». Не забываем, что именно в Туле стоял 171-ый истребительный авиаполк, в составе которого и воевал Вишняков. Эпизодов, связанных с туляками и ВВС, множество!

Мало кто знает, что активные боевые действия в небе над областью шли не только в 1941-м. Так, 25 июня 1943 года с аэродрома Красный Холм в 8 часов 15 минут в воздух была поднята пара советских одномоторных истребителей Ла-5. Они вылетели в район города Сталиногорска (ныне Новомосковск) Тульской области на перехват немецкого многоцелевого двухмоторника Ю-88. «Лавочкиными» управляли заместитель командира авиаэскадрильи 495-го ИАП лейтенант Круглов и старший сержант Губанов. «Погода: облачность 2-3 балла, высота 4-5 тысяч метров, видимость 10 километров», – в документах военной поры отражены даже такие детали. Летчики заметили Ю-88 восточнее города Узловая на высоте 7,2 километра, идущего курсом 180 градусов. Наши авиаторы стали преследовать пиратов Геринга.

Сблизились с «юнкерсом» до дистанции в 200 метров и произвели атаку с разных направлений, сзади, сверху. В результате первой атаки у самолета противника была отбита левая сторона руля высоты. Верхний стрелок Ю-88 вел ответный огонь – сзади авиамашины люфтваффе был виден дым желтого цвета «неприятного запаха». Одновременно «юнкерс» сбрасывал дистанционные бомбы.

В результате второй и третьей атак с дистанции 30-60 метров снизу, сзади на самолете противника загорелся левый мотор.

Четвертая атака производилась сверху, сзади, в результате которой было разбито хвостовое оперение вражеского самолета – и он с горящим мотором стал падать… На его уничтожение Круглов и Губанов израсходовали 680 патронов БС. Ю-88 с № 509315 в 8 часов 55 минут упал в 2 километрах от станции Баскаково. Экипаж и самолет сгорели.

Ла-5 лейтенанта Круглова получил одну пробоину пневматики правой ноги шасси. При этом посадку на свой аэродром произвел нормально.

«Противник при атаке в хвост применяет химическое вещество, образующее дымовую полосу с неприятным запахом», – отмечается в журнале боевых действий 125-ой ИАД ПВО.

В документах областного госархива говорится, что 25.6. 1943 году над Волово в 8 часов 55 минут на высоте 2 километра появился один Ю-88. Бомб не сбрасывал. Зенитная артиллерия вела по нему огонь. Но отличились тогда не зенитчики, а авиаторы – немец был сбит советскими истребителями юго-восточнее Баскаково, в 10 километрах от Волово.

 

Лента новостей