Без срока давности

12:27, 12 января 2022

«Группы провели большую диверсионную деятельность». Как воевали туляки в Калужской, Ленинградской и других областях?

«Группы провели большую диверсионную деятельность». Как воевали туляки в Калужской, Ленинградской и других областях?

После освобождения Тульской области от гитлеровцев 4-ый отдел Управления НКВД приступил к организации разведывательной деятельности в тылу немецко-фашистских войск – причем не только в относительно близко расположенных Орловской, Курской, Смоленской областях, но и в Харьковской, Сумской, а также в Белоруссии! В немецкий тыл разведгруппы направлялись систематически.

Так, уже 22 января 1942 года группа партизан-разведчиков (20 человек), возглавляемая оперуполномоченным 4-го отдела старшим лейтенантом госбезопасности Парамоновым, была направлена в Хвастовичский район Орловской (ныне Калужской) области.

26 марта того же года группа из 18 человек (руководитель Васильев) выдвинулась в район Дятьково. «Обе группы успешно справились со своими задачами, добыли ценные материалы о противнике и провели большую диверсионную деятельность», – сказано в рассекреченной докладной записке о работе 4-го отдела Управления НКГБ по Тульской области с августа 1941 года по январь 1944-го, подготовленной 14.08.1945 г. начальником отдела УНКГБ по Тульской области подполковником Соколовым и предоставленной нашей редакции пресс-службой Управления ФСБ России по Тульской области. 

Разведгруппа Васильева, как следует из документа, ликвидировала 600 солдат и офицеров вермахта, взорвала и пустила под откос пару железнодорожных составов, уничтожила 2 километра телефонно-телеграфной связи и подорвала 2 км железнодорожных путей. Кроме того, «было уничтожено большое количество военного имущества, сосредоточенного противником на военных складах».

Есть данные, что 26 марта 1942 года партизанский отряд города Тулы «Вперед» численностью 21 человек (командир Васильев; данные о численности отряда разнятся) был переправлен в тыл противника в районе города Кирова Смоленской (ныне Калужской) области. Мы уже писали, что нам разрешили ознакомиться с дневником Тульского специального отряда «Вперед», организованного областным УНКВД и действовавшего в германском тылу. Его вела медсестра отряда К. Ворончук. Приведем еще несколько фрагментов из этого самого дневника: в нем и подвиги, и потери...

6 апреля. Утром привели в д. Кретовку, где находился наш отряд, раненого бойца Болтнева, которого направили в больницу в Бытошь (поселок городского типа в Дятьковском районе Брянской области. – Прим. ред.). В 4 часа дня отряд вернулся из д. Слободки, где потерпели поражение, убили 4 и ранили 4 немцев. Первыми в Слободку ворвались: Ерошкин, Васильев, Болтнев, Сапрыков, Борисов П. и др. Наши потери 2 убиты и 1 ранен.

7 апреля. Ничего особенного не происходило, бойцы отдыхали после боя, но вечером все были бодры, как и обычно. Вспоминали про бой, кто шел первым и кто сидел дрожал и пережидал бой…

8 апреля. Вечером послали 6 бойцов за оставленными нашим отрядом лыжами. Немцы обстреливали деревню, где мы находились, из орудий.

9 апреля. Днем вновь послали группу бойцов за лыжами, которые не были доставлены вчера, но опять доставить их не пришлось. Лыжи были украдены и половина их переломана.

10 апреля. Утром немецкая разведка подходила к д. Хутор. Наши пулеметчики обстреляли немецкую разведку и вернулись в д. Кретовку. Немцы в панике отступили, имея потери: 1 человек убит, 1 человек ранен.

11 апреля. После обеда наш отряд по распоряжению командира «Д» (речь идет о партизанском отряде «Дед». – Прим. ред.) перебросили в д. Колчино и Хутор, где и разместились. Немецкие войска находятся от нас на расстоянии 800 метров от нашего расположения.

12 апреля. Весь день прошел спокойно.

13 и 14 апреля. Никаких существенных изменений не было. Все было спокойно.

15 апреля. Немцы из д. Печи обстреляли из миномета д. Колчино, снаряд попал в дом, где находился командир, комиссар и медсестра нашего отряда, все остались живы.

16 апреля. Утром караульные заметили в д. Слободке движение. Немцы что-то строят, но что именно, пока выяснить не удалось. Командир отряда и комиссар отряда Митин ходили в дальнюю разведку, вернулись уставшие и по грудь мокрые, они переходили вброд речку 3 раза.

17 апреля. По донесению караула немцы в д. Слободке строят укрепления. В 5 часов вечера командир приказал собраться. Собрание, которое открылось в 7 часов вечера, с одним вопросом: обсуждали боевую готовность отряда, затем был зачитан приказ о принятии в отряд 4 разведчиков («Пикировщиков»).

18 апреля. В 6 часов утра кто-то ходил по болоту. Днем была замечена немецкая разведка 4 человека.

19 апреля. На рассвете были замечены немцы. Была поднята тревога. Заняли оборону. Из Слободки нас обстреливали из пулемета и миномета. Днем немецкий снайпер стрелял по нашей деревне.

20 апреля. Ночь прошла спокойно. Утром командир отряда «В» («Вперед». – Прим. ред.) и товарищ Митин отправились в разведку. В середине дня произошел скорбный случай; от разрыва снаряда погибло 3 товарищей: Калугин Борис и двое из отряда товарища Миронова К. Сашу Анишина пулеметчика и троих тяжело ранило: Жигунова Василия, Гузикова и Михаила. Тут же была оказана медпомощь раненым. Пострадавшие отправлены в больницу в Бытошь. Убитых товарищей повезли хоронить на братское кладбище партизан под Бытошью в д. Савчено. Вечером опять деревня наша обстреливалась немецким снайпером. Ввиду напряженного положения посты усилены. Ребята не спят уже несколько ночей и дней подряд. Настроение состава отряда подавленное.

А в начале июля 1942 года через линию фронта в район Псков – Порхов (Ленинградская область) была переброшена разведывательно-диверсионная группа (33 человека), возглавляемая физоргом общества «Динамо» УНКВД Екатериной Жаворонковой. «Группа в тылу находилась в чрезвычайно трудных условиях, но поставленные задачи выполнила, – отмечается в докладной записке. – Они захватили у немцев важные документы и фотосъемки, имеющие большое стратегическое значение для Красной Армии. Кроме того, на участке железной дороги Псков – Порхов провели несколько диверсионных актов, во время которых уничтожено: паровозов противника – 2, железнодорожных вагонов с немецкими солдатами – 27, вагонов с танками и машинами – 45, взорвано железнодорожного полотна – 1 км, уничтожено немецких солдат и предателей Родины – 28 человек».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий