Без срока давности

16:24, 09 февраля 2023

Из противотанкового дивизиона – в прачечную в Туле: судьба фельдфебеля Хаккеля

Из противотанкового дивизиона – в прачечную в Туле: судьба фельдфебеля Хаккеля

Кого только не было в лагерях для германских военнопленных на территории нашего региона в послевоенное время! Так, в 1948 году в Туле в лагерном отделении № 19 находился некий Йозеф Хаккель (и там он устроился в прачечную). О том, кем являлся этот человек в мирной жизни и на фронте, нам удалось выяснить из материалов пресс-службы Управления ФСБ России по Тульской области в рамках проекта «Без срока давности».

А воевал Йозеф Хаккель на Восточном фронте – да еще как: дослужился до фельдфебеля, был удостоен Железного креста II степени, получил три ранения.

ДОСЬЕ

Йозеф Иоганн Хаккель родился в январе 1914 года в деревне Зааль (округ Кельхайм; ныне Кельхайм – это город и городская община в Баварии; Германия). По социальному происхождению из рабочих. Отец – Иоганн Михаил Хаккель; мать – Лиза Хаккель; сестры – Лиза, Иоганна, Франциска (все вышли замуж); брат – Михаил (женился и жил отдельно); проживали в округе Кельхайм. В 1920 г. пошел учиться в местную народную школу, окончил в 1928 году 8 классов. Получив образование, до 1932 года трудился в хозяйстве одного крестьянина, выполняя различные сельскохозяйственные работы. В НСДАП не состоял, общественной и политической деятельностью не занимался. Профессии не имел. Не судим.

6 февраля 1948 года с Хаккелем пообщался старший следователь оперотдела Управления лагеря МВД № 323. Нужно было выяснить, не принимал ли вчерашний фельдфебель участие в злодеяниях на территории СССР? Или, быть может, он знал кого-либо из военных преступников в лицо или по фамилии? Военнопленный начал издалека: рассказал, что его отец Иоганн Хаккель родился в 1889 году в семье рабочего в Капфенберге (город в Австрии; Штирия), трудился на фабрике рабочим по месту жительства (округ Кельхайм). Мать появилась на свет в 1893-м и также в семье рабочего; нигде не работала, была дома – очевидно, потому что в семье было много детей и надо было заниматься их воспитанием. Йозеф Хаккель с 1932 по 1933 год был рабочим в каменном карьере. С 1933-го по 1934-й «находился на работе по трудовой повинности, затем до 1936 года работал обратно в каменном карьере, только в другом месте». А в октябре 1936 года «карьерист» Хаккель надел военную форму.

«Как только я был призван на службу в армию, то <был> зачислен в 38-й противотанковый дивизион, который находился в городе Швайнфурт (в Баварии; Германия. – Прим. ред.), где я до 1932 г. (?) проходил действительную службу. В октябре 1938 года по окончании службы я из армии был демобилизован и по прибытии к себе домой работал вместе с отцом на одной фабрике до 1939 года. В августе же этого года меня обратно призвали в армию и <я был> зачислен в 10-й противотанковый дивизион, находящийся в городе Штраубинг (Бавария; Германия. – Прим. ред.), где сформирована была 256-я пехотная дивизия, в которой я служил до 1943 года», – поделился Хаккель. Впереди его ждал Советско-германский фронт.

_MG_3922.JPG

На фото: реконструкция событий Великой Отечественной войны

…Начало июня 1941-го. 10-й противотанковый дивизион, в котором служил Хаккель, переименовали в 256-й дивизион – и в составе 256-й пехотной дивизии Хаккель был направлен в район одного из городов Польши (название неразб.). 20 июня 1941 года командование дивизии объявило: будет война против Советского Союза. «Утром 21 июня (22-го. – Прим. ред.) 1941 г. дивизия перешла границу СССР и мы начали вести бои с частями Красной Армии. В названной дивизии я находился до 1943 года. Командиром 256-й пехотной дивизии являлся генерал-майор Кауфман, которого я <только> видел, как он проезжал в машине, поэтому обрисовать его личность не могу. Командиром нашего дивизиона был капитан (неразб.), – продолжал Йозеф Хаккель. – Наша дивизия вела бои с частями Красной Армии в районах Великие Луки, Полоцк, Невель, Смоленск, Ржев. На территории Тульской области наша часть не была. До 1943 года я находился в 256-й пехотной дивизии и в районе г. Ржев был ранен, а затем до октября 1944 года находился на излечении. По выздоровлении меня направили в 4-й запасной противотанковый дивизион, который находился в городе Борно (речь может идти о г. Борна в Германии (Саксония), о г. Брно в Чехословакии или о коммуне Борно в Италии. – Прим. ред.), где я преподавал танковое дело до февраля 1945 года, а затем <был> направлен в 17-й запасной противотанковый учебный дивизион, где находился до мая 1945 года, после чего переведен в Баварию, где несколько дней воевал» (с частями наших союзников; а 6 мая 1945-го фельдфебель Хаккель был взят в плен).

С Хаккелем в одной части служил некий Кристиан Шустер – и этот самый Шустер потом вместе с Хаккелем находился в одном лагере в Туле...

А интерес к личности Хаккеля сотрудники силовых структур проявили в рамках расследования дела немецкого военнопленного Карла Алоиса Майергофера, о котором шла речь в наших прошлых публикациях. Напомним, Майергофер служил в 27-м саперно-танковом батальоне 17-й танковой дивизии и участвовал в уничтожении зданий на территории СССР. 

P1690416.JPG

На фото: Карл Майергофер в период службы в вермахте

Но, как видим, Хаккель о деяниях Майергофера ничего пояснить не мог. Зато многое о злодеяниях оккупантов можно было почерпнуть из материалов Чрезвычайной комиссии, собранных в населенных пунктах Веневского района и в самом Веневе и представленных в справке за подписями председателя Веневского исполкома депутатов трудящихся, секретаря Веневского районного комитета ВКП(б) и начальника Веневского райотдела УМВД Тульской области. Из справки следует: в период оккупации района (24 ноября – 10 декабря 1941 года) немецкие войска – в частности, солдаты и офицеры 17-й танковой дивизии – устраивали массовые зверства. В период отступления от г. Каширы немецкие военнослужащие указанной дивизии «путем поджогов и взрывов уничтожали отдельные дома, а также полностью населенные пункты», «уничтоженные здания принадлежали госучреждениям, колхозам, а также гражданскому населению», «на территории Веневского района сожжено и взорвано 706 зданий». Гитлеровцы полностью уничтожили следующие населенные пункты: Петропавловское, Татаренки, Ясенок, Алексенцево; жители лишились крова. «Село Ясенок до сих пор не восстановлено за невозможностью, – сказано в справке от 29 октября 1947 года. – К числу разрушенных населенных пунктов, расположенных юго-западнее Венева, относятся следующие села, в которых уничтожено: Б. Связьма – 23 дома, Ст. Уваровка – 30, Кукуй – 34, Теребуш – 26, Хавки – 26. В самом городе Веневе уничтожено зданий государственных и культурных учреждений в количестве 29. Одно из важных зданий – Дом советов, в котором размещались все отделы райкома ВКП(б) и райисполкома».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Фото Сергея КИРЕЕВА и из материалов пресс-службы Управления ФСБ России по Тульской области


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий