Без срока давности

17:42, 20 января 2023

Как младший лейтенант РККА стал ефрейтором вермахта

Как младший лейтенант РККА стал ефрейтором вермахта

7 июня 1943 года, 8 километров от станции Поныри, что в Курской области – вот уж действительно, где лето было ой каким жарким. Гитлеровские войска пошли в наступление. Сильный артиллерийский обстрел, налет авиации. Находившийся на том направлении советский офицер Валентин Акулов получил контузию, потерял сознание – и вот в таком состоянии был подобран немцами на поле боя, оказался в плену.

О том, что произошло дальше, Акулов потом весьма подробно рассказывал. Но – в другом месте, в другое время и людям в другой форме – а именно сотрудникам органов госбезопасности. Разговор тот состоялся в 1947 году. Наша редакция совместно с пресс-службой Управления ФСБ России по Тульской области подготовила очередной военно-исторический проект, в котором мы поведаем об извилистом жизненном пути человека, который перешел на сторону врага. В 1947-м он уже житель одного из районов Тульской области, обычный слесарь-бригадир.

…В сознание младший лейтенант Акулов – 1923 года рождения, уроженец г. Мелитополь – пришел на другой день, 8 июня 1943-го. Он находился в лагере военнопленных в селе Нижнее Тагино – это в Глазуновском районе Орловской области. Осмотрелся. Погоны? Сорваны! В кармане гимнастерки – партийный документ (карточка кандидата в члены ВКП(б)) и удостоверение личности; их офицер в тот же день закопал в лагере – если бы противник обнаружил такое, пришлось бы быстро оказаться в расстрельной яме или же долго общаться с германскими спецслужбами. А ночью 8 июня всех военнопленных, включая Акулова, из Нижнего Тагино пешим порядком направили в другое место. «Куда, мы тогда не знали до того момента, как пришли в город Белгород, это было 9 июня 1943 года, – вспоминал Валентин Григорьевич 10.06.1947 г. – В Белгороде нас поместили в лагерь военнопленных на окраине города и находились там до 12 июня 1943 года. 12-го июня в Белгородский лагерь приехал русский военнопленный, бывший капитан Красной Армии, фамилии его не помню, звали Евгений, житель Сумской области. В лагерь он приехал в форме командира Красной Армии с погонами, на которых было по два кубика, и представился он как старший лейтенант Русской освободительной армии. В первый же день по прибытии в лагерь старший лейтенант в присутствии коменданта лагеря-немца собрал всех военнопленных, которым заявил, что прибыл специально для вербовки военнопленных в рабочую команду. При этом он стал рассказывать, что те, кто пойдут служить в эту команду, будут находиться в лучших условиях, чем остальные военнопленные. После этого желающих пойти на службу в упомянутую команду среди военнопленных оказалось много, записалось около 500 человек, в том числе и я. Затем старший лейтенант всех записавшихся выстроил и из этого числа отобрал около 160 человек, куда вошел я. В тот же день, 12 июня 1943 года, отобранные старшим лейтенантом военнопленные, в том числе и я, на автомашинах были увезены в город Орел, где нас прямо привезли в баню». После бани пленникам выдали хотя и бэушное, но все-таки чистое красноармейское обмундирование. В тот же день всех из Орла повезли в деревню Мерцалово (Орловской области) – со слов Акулова, в 18 км от города. Там и остановились. В д. Мерцалово команду прибывших военнопленных (во главе команды – старший лейтенант РОА, о котором мы писали выше) разбили на три взвода. В деревне команда пробыла около пары недель: люди проводили время за строевой подготовкой и изучением матчасти оружия; а в начале июля 1943-го выехали в с. Белый Колодец, где порядка месяца занимались тем же самым, что и в Мерцалово. «Перед отъездом из этого села мне было присвоено звание ефрейтора немецкой армии, о чем начальник команды объявил перед строем».

Август 1943-го. Команда всем составом перебралась в белорусский город Бобруйск и там узнала: она – команда особого назначения, задачи которой – борьба с партизанами, выполнение специальных заданий немецкой разведки (разведка ближайшего тыла РККА); «кроме того, отдельными группами мы посылались на установление месторасположения партизан». В Бобруйске Акулова назначили на должность командира отделения (а перед выездом из этого города он стал командиром взвода с присвоением звания унтер-офицера). Затем из Бобруйска – это был уже конец сентября 1943-го – Акулов и его сослуживцы выехали в деревню Вербки в 18 км от города (она находится в Бобруйском районе Могилевской области).

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Фото Сергея КИРЕЕВА – реконструкция событий Великой Отечественной войны

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий