Без срока давности

16:35, 22 сентября 2021

Николай Царьков: новые подробности гибели

Многим щекинцам знакомы эти имя, отчество и фамилия – Николай Васильевич Царьков. Люди наслышаны о том, что во время Великой Отечественной войны этот человек являлся парторгом ЦК ВКП(б) шахты №18 Щекинского района и погиб от рук гитлеровцев. Но многие ли знают, при каких обстоятельствах это произошло? Ответ удалось найти в материалах, предоставленных редакции пресс-службой Управления ФСБ России по Тульской области.

Из них следует, что Царьков (1906 года рождения) был заброшен в Тульскую область за 3-4 дня до оккупации и при возвращении из немецкого тыла попутно зашел на шахту №18. Там его увидела жена рабочего N, о чем и заявила оккупантам. Мужчину задержали, а потом направили в поселок шахты №2 Щекинского района, где размещался карательный отряд. Там парторг принял мученическую смерть: ему немцы отрезали конечности, выбили зубы. Туда, в поселок шахты №2, фашисты привозили задержанных советских граждан и военнопленных. Уже после изгнания гитлеровцев было установлено, что каратели расстреляли около 65 красноармейцев и 15 гражданских. Из тех, кого там расстреляли, опознали десятника стройконторы 30-летнего беспартийного Новикова (на него донес предатель), работника Наркомзага (Народного комиссариата заготовок СССР), члена ВКП(б) 35-летнего Ситникова, его жену и 7-летнего сына – эта семья была ликвидирована «за проявленную лояльность к советской власти».

Однако вернемся к трагедии, связанной с Царьковым. Вот какими подробностями случившегося в 1941-м поделилась в беседе с сотрудником госбезопасности 23 августа 1944 года Варвара Щербань

ДОСЬЕ

Варвара Дмитриевна Щербань. Родилась в 1902 году в селе Саша Тепликского района Винницкой области. Из крестьян-середняков. Проживала в поселке шахты № 18 треста «Щекинуголь». Домохозяйка. Неграмотная. Беспартийная. До и после революции 1917 года – крестьянка, а с 1938 года – рабочая. Состояла в браке, муж Тихон Бормотов трудился штукатуром на 18-й шахте. Воспитывала 3 детей. В период оккупации Щекинского района проживала с мужем в пос. шахты №18.

… Примерно пятый день оккупации поселка шахты №18 Щекинского района. Вечер. Варвара Дмитриевна находилась дома, подошла к окну. И увидела, как по улице в направлении шахты шел хорошо знакомый женщине как парторг Николай Царьков. Откуда он двигался, Щербань, конечно же, не знала, но предположила, что он до появления в населенном пункте скрывался от гитлеровцев где-то в соломе – шапка и пальто мужчины были в соломе. «Поперек улицы, то есть ему наперерез шли два немца, – вспоминала ход дальнейших событий Щербань. – Они направились к парторгу, загалдели и остановили его. Тут подошло еще несколько немцев и стали выходить из домов наши рабочие. Нашлась одна предательница, которая крикнула немцам: «Что вы на него смотрите? Это наш парторг, возьмите его, гада, и разорвите по кускам». Немцы действительно забрали парторга и повели, но куда они его дели потом, я сказать не могу, так как не знаю. Однако впоследствии я слышала, что Царькова отправили от нас на шахту №2, где у них (немцев. – Прим. ред.) находился штаб, и там расстреляли. После, когда прогнали немцев, его схоронили в Щекино».

Правда, Щербань назвала другую фамилию предательницы и уточнила, что эта женщина во время отступления гитлеровцев из Щекинского района вместе с мужем и детьми куда-то выехала с немцами. Со слов Варвары Дмитриевны, в поселке шахты №18 в период оккупации погиб еще один человек – Михаил Чернопятов.

ДОСЬЕ

Михаил Алексеевич Чернопятов. 1911 года рождения. Кандидат в члены ВКП(б). Бухгалтер шахты №18. Был арестован гитлеровцами в пос. шахты №18 как коммунист и там же расстрелян.


 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий