Без срока давности

11:12, 19 сентября 2022

По Тульской области в составе «Великой Германии»: что рассказал о себе Кирхгоф в 1948-м?

По Тульской области в составе «Великой Германии»: что рассказал о себе Кирхгоф в 1948-м?

Еще один фигурант в нашей истории о немецких жандармах, оказавшихся в советском плену, где с ними беседовали представители компетентных органов, – фельдфебель Вилли Кирхгоф. Этого человека призвали в немецкую армию в мае 1939 года; попал он в 17-й пехотный полк. В этом полку служил до августа, затем его перевели в 93-й пехотный полк, а потом по март 1940-го нес службу в 99-м пехотном полку.

 

От Франции до «Восточной медали»

«В составе указанных частей я занимал должность стрелка-солдата, – поведал военнопленный 13 октября 1948 года оперуполномоченному лагерного отделения № 1 Управления лагеря МВД № 323. – В марте 1940 г. был переведен в пехотный полк «Великая Германия», в составе которого участвовал в походе во Францию и Югославию, а с 22 июня 1941 года по декабрь 1942 г. находился на территории Советского Союза в районе городов Мценск, Плавск, около Тулы; других городов не помню». Правда, потом все-таки припомнил, что проходил еще Вязьму и Смоленск.

ДОСЬЕ

Вилли Вильгельм Кирхгоф родился в 1910 году в г. Брауншвайг (Германия), из рабочих. Немец. 8 лет учился в народной школе. По профессии плотник, работал по специальности в фирме «Вильгельм Лер» в родном городе. Член НСДАП с 1936 года. Состоял в браке, воспитывал ребенка. Два раза ранен, был награжден Железным крестом II класса, «Восточной медалью» («За зимнюю кампанию на Востоке 1941/42»), нагрудным штурмовым пехотным знаком.

Декабрь 1942-го. Вилли Кирхгоф получает на фронте обморожение ног – и военнослужащего направляют на излечение в лазарет в Германию, где он пробыл по март 1943-го. Стрелок дослужился до ефрейтора, затем ему присвоили звание унтер-офицер. По выздоровлении в апреле и мае находился в запасном батальоне жандармерии в г. Лодзь (Польша). А потом его перевели в 561-й батальон полевой жандармерии – и там Кирхгоф находился по июнь 1944-го «в чине унтер-офицера на должности жандарма».

– Наш батальон входил в подчинение 16-й армии, – рассказал о себе военнопленный. – В составе батальона находился на территории Советского Союза с мая по октябрь или же ноябрь в населенном пункте Пожеревицы (в 40 км от г. Порхов), а затем в течение 8 дней декабря 1943 г. наш батальон дислоцировался в населенном пункте Пустошка, в направлении г. Невель. В декабре 1943 г. мне был предоставлен отпуск и по окончании отпуска я снова вернулся в 561-й батальон в д. Дубровка в 22-23 км от г. Порхов, где находился в течение января 1944 г., а затем несколько дней находился в населенном пункте Пустошка (между д. Опочка и г. Невель), откуда началось отступление наших войск. Отступая, мы проходили около районного центра Дренау (?), Крослау (г. Краслава в Латвии. – Прим. ред.), а с мая по август 1944-го мы стояли в населенном пункте, название его не помню, но это была молочная ферма в 20-30 км от г. Двинска (ныне Даугавпилс в Латвии. – Прим. ред.). В августе меня одного из 561-го батальона перевели в войсковую группу «Норд» в Латвию в г. Зегевольд (Сигулда. – Прим. ред.), где находился по октябрь 1944 г., а затем до декабря по несколько дней находился в городах Рига, Ревель, Сина (Сина – это небольшая деревня в Латвии. – Прим. ред.), Зегевольд, откуда меня перевели в г. Гольдинген (Кулдига. – Прим. ред.) в Латвии, где находился по март 1945 г. За этот период, кроме Гольдингена, я находился в городах Либава (Лиепая. – Прим. ред.) и Виндау (Вентспилс в Латвии. – Прим. ред.).

Между прочим, после Великой Отечественной войны (и вплоть до наших дней) многие в нашей стране считали и считают «Великую Германию» полком СС. Однако из материалов пресс-службы Управления ФСБ России по Тульской области следует: это не так.

– Скажите, полк «Великая Германия», в котором служили вы, являлся эсэсовским полком? – спросили Кирхгофа в 1948-м.

– Полк не являлся эсэсовским, – объяснил военнопленный. – В этом полку служил военнопленный лаготделения № 1 Драфс Герберт, но с ним я познакомился только в лагере.

Эмиль Герстнер – «блондин, точнее, русый»

После этого Вилли Кирхгофа попросили рассказать, какие функции он выполнял в 561-м батальоне полевой жандармерии в период службы в Пожеревицах. Тот ответил: он как жандарм регулировал движение автомобильного и гужевого транспорта – эта задача являлась главной для батальона. Но в мае 1943-го около г. Порхов (название населенного пункта Кирхгоф забыл) батальон участвовал в операции против партизан. «Я лично в этой операции не участвовал, т.к. был болен и о подробностях этой операции мне ничего неизвестно». Со слов военнопленного, командовал батальоном майор Тие, на вид 35-36 лет, среднего роста, широкоплечий, коренастый, блондин. Кроме него, в батальоне служили обер-фельдфебель Карл Хакшпиль – из Мюнхена, примерно 1914 года рождения, выше среднего роста, блондин, плотного телосложения; обер-фельдфебель Эмиль Герстнер из Франкфурта-на-Майне, также примерно 1914 г.р., среднего роста и такого же телосложения, «блондин, точнее, русый». Где эти люди находились на момент допроса, Кирхгоф пояснить не мог.

– Где вы служили с марта 1945 г. по день капитуляции? – прозвучал следующий вопрос.

– В 290-й пехотной дивизии во взводе жандармерии.

– Где вы находились в составе взвода жандармерии?

– В населенном пункте Бундзас, между городами Фрауэнбург (Салдус. – Прим. ред.) – Шрунден (Скрунда. – Прим. ред.) в Латвии. Взвод жандармерии состоял из около 30 человек. Наш взвод размещался в доме советских граждан, но жителей этого дома никого не было. В населенном пункте Бундзас особых примет я не помню, но в соседнем населенном пункте Кальпака есть памятник воинам войны 1914-1918 гг. Каким воинам этот памятник сооружен, точно сказать не могу.

Военнопленный сообщил, что в населенном пункте Бундзас насчитывалось всего 4-5 домов и проживала там только одна семья: муж с женой. А чем во взводе занимался жандарм Вилли Кирхгоф? «В мою задачу входило регулирование движение автотранспорта и гужтранспорта. В апреле 1945 г. я по приказанию командира взвода лейтенанта Пауля конвоировал на машине двух советских военнопленных: офицера и солдата в госпиталь в г. Шрунден». Военнопленного Кирхгофа попросили рассказать, что ему известно о привлечении взводом жандармерии советских граждан на работы по строительству дорог? Тот сказал, что лично видел, как люди участвовали в подобных работах, но кто конкретно привлекал их к ним – не знал.

– Что вам известно об эвакуации советских граждан взводом жандармерии и какие меры репрессий принимались к ним?

– Я слышал, что эвакуацией советских граждан занимались жандармы 48-го корпуса; наш взвод этим не занимался. Что же касается репрессий, то мне об этом ничего неизвестно.

– Назовите фамилии военнопленных, содержащихся в лагере МВД № 323, с кем вы вместе служили во взводе жандармерии 290-й пехотной дивизии.

– В лагерном отделении № 1 содержатся Эттель Мартин, Хорниш Виктор, Фатер Эрнст и Лоренц Георг. В других лаготделениях содержатся Эльрик Вилли, Айер, Хаушильд Руди, Крумбигель Франц, других не помню.

Кирхгоф в период Великой Отечественной войны, начиная с мая 1943 г. и до капитуляции немецких войск, состоял на службе в немецких карательных органах – полевой жандармерии; вначале в 561-м батальоне 16-й армии, а впоследствии в отдельном взводе 290-й пехотной дивизии. При прохождении немецко-фашистских войск по территории СССР, в частности по Псковской и Великолукской областям, а затем в Латвийской ССР в составе названного батальона и взвода полевой жандармерии, а нередко при участии изменников Родине-«русских добровольцев» «Восточного батальона» и отдельных групп жандармов Кирхгоф творил разного рода злодеяния и зверства над мирн6ыми советскими гражданами. В июле 1943 г. в составе роты 561-го батальона полевой жандармерии и в ноябре того же года в составе всего батальона в районе между райцентром Пожеревицы и городом Порхов, а также в лесу участвовал дважды в боях с советскими партизанами. В конце июня и в июле 1943 года в составе «Восточного батальона» и жандармов, являясь заместителем командира группы, в районе д. Гнилка, что в 25-30 км от г. Порхов, также дважды участвовал в боях с советскими партизанами. Во время боя было взято в плен два партизана, которые после допроса были направлены под конвоем в немецкую комендатуру в Порхов и о судьбе их ничего неизвестно. В ноябре 1943 г. совместно с другими жандармами Кирхгоф конвоировал собранную в населенных пунктах группу советских граждан, примерно до 50 человек, на сборный пункт в райцентр Дедовичи, откуда впоследствии они были направлены на каторгу в Германию. В ноябре 1943 г. в районе Порхова в группе других жандармов в трех населенных пунктах участвовал в изъятии у советских граждан скота и после грабежа за связь с партизанами эти три населенные пункты ими были сожжены. Вместе с другими жандармами неоднократно принимал участие в принудительном сборе советских граждан и конвоировании их на места работ, в том числе и на передовую линию фронта для рытья окопов и прочего. Принимал участие в облавах для задержания советских граждан, заподозренных в связях с партизанами.

Из составленного в Туле 21.05.1949 г. постановления на арест Вилли Кирхгофа

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Сергей КИРЕЕВ – на снимке реконструкция событий военной поры

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий