Щекинцы и люфтваффе: про что Мюллер расспрашивал бургомистра?
- 15:45 16 февраля 2022
«Назвать фамилии граждан, имевших прямую связь с работниками фельджандармерии и ортскомендатуры <в г. Щекино>, я не могу, так как в фельджандармерию я всегда являлся по вызову и к моему приходу там из русских никого не было».
Об этом бывший щекинский бургомистр Дмитрий Кувшинов говорил сотрудникам госбезопасности в мае 1945 года. Такой же ответ он дал и касаемо его визитов в ортскомендатуру. Да, там он бывал каждый день, но в строго установленное время: Паур ждал Кувшинова в промежутке между 15 и 16 часами. А к этому времени, как правило, внутри никого из щекинцев не было. «Намеченные часы для посещения ортскомендатуры я всегда выдерживал».
Одно отделение фельджандармерии (а было их в городе два), которой руководил Мюллер, располагалось в Щекино в конторе керамического завода. В это отделение Кувшинов являлся за период оккупации раз 5-6. Другое отделение фельджандармерии размещалось в пос. 2-я группа г. Щекино – туда бургомистр захаживал «до 10 раз».
Поводов для визитов хватало. Так, Мюллер требовал от Кувшинова дать характеристику одному из арестованных фельджандармерией рабочих какой-то шахты. Фамилию горняка Кувшинов не знал. Этого шахтера обвиняли в поджоге здания треста «Щекинуголь». Со слов Кувшинова, на рабочего он никакой характеристики не дал, так как не знал его вовсе.
В другой раз Мюллер просил охарактеризовать Дмитрия Петровича Чадаева как бывшего советского работника и уточнить, не взрывал ли Чадаев шахту №16? Кувшинов сказал: Чадаев – хороший советский человек, технически грамотный. Взрывал ли тот шахту? Не знаю, мол, кто осуществил этот диверсионный акт. Что в дальнейшем случилось с этими двумя арестованными – бургомистр, с его же слов, не знал.
– Вам известно о том, что Чадаев был расстрелян? – спросили чекисты.
– Об этом факте я что-то сейчас не помню. Я даю слово, что как только обстоятельства расстрела Чадаева восстановлю в памяти, расскажу об этом со всеми подробностями.
Примерно 20 ноября 1941 года Мюллер вызвал к себе Кувшинова. Немец интересовался судьбой летчика люфтваффе, сбитого еще до прихода гитлеровцев в Щекинский район советскими самолетами. Со слов Мюллера, этот летчик был ранен и пленен бойцами местного истребительного батальона. Мюллер хотел знать фамилии тех бойцов, кто конкретно брал в плен авиатора, а также интересовался, куда делся пленник.
– Мне известно о том, что самолет был сбит, – сказал Мюллеру Кувшинов. – Два летчика с него были отправлены в Тулу. А один разбился в деревне Озерки. Что касается четвертого летчика, то про него не знаю. К сбитому и горевшему самолету выезжала грузовая автомашина с членами истребительного батальона, где были и работники милиции, которые привезли упомянутых двух летчиков.
– Я настоятельно требую сказать, что случилось с четвертым летчиком? – упорствовал Мюллер.
– У меня нет никаких данных, – развел руками Кувшинов.
– Назовите тогда фамилии членов истребительного батальона!
Бургомистр в 1945-м пояснил чекистам, что никаких фамилий он немцу не назвал, поскольку никого из «ястребков» не знал. И указаний от Мюллера по установлению виновных в поимке авиаторов со сбитой авиамашины люфтваффе не получал.
А как-то бургомистра вызвали на совещание, в котором участвовали Мюллер, какой-то чиновник и обер-лейтенант вермахта.
– Какие в Щекино есть заводы? И что там за продукция выпускалась? – спросили Кувшинова оккупанты.
Почти ничего на этот счет бургомистр пояснить не мог (дал «в основном отрицательные ответы») – «не в курсе дела». С тем его с того совещания немцы и отпустили.
И пару раз Кувшинов приходил к Мюллеру по поводу выделения для нужд германской армии 165 подвод. По этому же вопросу бургомистра вызывали к обер-фельдфебелю в отделение фельджандармерии в пос. 2-я группа. Данное указание бургомистр выполнил в полном объеме. Откуда же градоначальник брал подводы? «За счет изъятия таковых из деревень Щекинского района, для чего мною давались письменные указания старостам деревень. Указанное количество подвод было собрано почти изо всех деревень района из расчета от 1 и более в зависимости от количества дворов в деревне».
– Теперь расскажите о своем посещении фельджандармерии, размещавшейся в поселке 2-я группа, – продолжили чекисты общение с бывшим немецким ставленником.
– Поскольку первое и второе отделения фельджандармерии были между собой тесно связаны, то мне по одним и тем же вопросам приходилось по 1-2 раза бывать в том и другом отделениях. По 1-2 раза вызывался в контору керамического завода к Мюллеру и в поселок 2-я группа к обер-фельдфебелю по вопросу выселения жителей из 3 домов, проживавших в том же поселке 2-я группа. И еще по поводу 165 подвод. Не ограничиваясь этим, к обер-фельдфебелю я ходил и за другим: по части произошедшего обстрела немецких патрулей на шахте №7. Явившись в этот раз в фельджандармерию в пос. 2-я группа, я с обер-фельдфебелем поехал на место, где, пробыв некоторое время и пообещав командиру размещавшейся там воинской части найти преступника, мы вернулись. В другой раз, примерно 11-12 ноября, я вызывался к обер-фельдфебелю по вопросу взрыва шахт №16 и №7. В данном случае у меня спрашивали, в каком состоянии шахты Щекинского района и кто подрывал шахты №7 и №16. Попутно к этому обер-фельдфебель коснулся состояния имевшихся в Щекино заводов: керамического и кислотоупорного, а вместе с этим электро- и водохозяйства города. Получив от меня надлежащие ответы, я от него ушел. Туда же, в отделение фельджандармерии, один раз я ходил по вызову относительно Тараканова. Тараканова фельджандармерия намеревалась арестовать, для чего я лично с обер-фельдфебелем в сопровождении 12 немецких солдат выходил на розыск Тараканова. И еще один раз был у обер-фельдфебеля по вопросу членов истребительного батальона, где у меня последний спрашивал, кто остался из членов истребительного батальона и проживают ли они в г. Щекино. Разговор на эту тему у меня с обер-фельдфебелем произошел буквально спустя несколько дней после вступления немецких войск в Щекино, точнее говоря, числа 5-6 ноября 1941 года.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Редакция благодарит пресс-службу Управления ФСБ России по Тульской области за предоставленные материалы
