Без срока давности

10:38, 15 сентября 2021

Товарково, Плавск, Епифань

О том, что в 1941-м происходило в селе Товарково Товарковского района (ныне Богородицкого), можно снимать документальный или художественный фильм – настолько уж закрученный сюжет. В ноябре того года в доме местной жительницы Александры Батовой примерно неделю жили 5 военнослужащих РККА. Впрочем, не только жили, но и выполняли боевые задания. «Фамилию я помню только одного – Алексеев, у остальных знаю только имена: Иван, Сергей, Алексей и Федор. Трое из них были средними командирами, а двое рядовыми», – пояснила женщина сотруднику госбезопасности 12 мая 1944 года.

ДОСЬЕ

Александра Алексеевна Батова родилась в 1885 году в с. Товарково, проживала там же. Из крестьян. Образование низшее. Беспартийная. Работала в колхозе.

Какое задание должны были красноармейцы выполнить в селе или его окрестностях – колхозница не знала. Но из разговоров бойцов, которые она порой слышала, следовало: воины ходят в разведку и полученные о противнике сведения передают своему командованию. «Кроме того, они принимали меры по наведению порядка в селе и вели борьбу с мародерами», – добавила селянка. Примерно за три-четыре часа до вступления гитлеровцев в Товарково все военнослужащие находились в доме Батовой.

– Предлагаем отступать, – высказались одни бойцы.

– Немцы в наступление в эту ночь не пойдут, – возразили другие.

Перспективы обсуждали долго. В итоге решили остаться переночевать. Но только красноармейцы уснули, как в село заявились немцы. «Я немедленно предупредила военнослужащих, – вспоминала Александра Алексеевна. – Они проснулись, быстро взялись за оружие, но открывать огонь не стали, так как в это время немцев было исключительно много, и они решили не выдавать себя. Минут через 20-30 все немцы расквартировались по домам колхозников. Военнослужащие использовали этот момент, быстро вышли из моего дома. Куда они дальше пошли, мне неизвестно. Спустя 10-15 минут я услышала стук в мою дверь и какой-то шум».

Женщина так боялась фашистов, что не сама пошла на улицу узнавать в чем дело, а попросила это сделать свою дочь Анну. «Не успела дочь выйти в сени, как группа немцев и вместе с ними наш односельчанин N (по словам Батовой, N знал, что в ее доме жили военнослужащие, и привел немцев к ней именно он. «Меня заставили», – так объяснил женщине свое появление на пороге N, «иронически улыбаясь». – Прим. ред.) сбили сенную дверь и один из немцев, обращаясь к дочери на русском языке, спросил: «Где русский солдат?» На это она ему ответила: «Никаких русских солдат в нашем доме нет и не было», – привела ход дальнейших событий Александра Батова. – Немец закричал на нее и с большой силой ударил ее рукояткой нагана. При этом заявил: «Вы врете, у вас русские солдаты».

После этого 4 солдата вермахта и N вбежали в дом и приступили к поиску красноармейцев. Поняв, что все без толку, они быстро покинули жилье. Искали ли оккупанты по селу советских солдат – этого женщина не знала. А дальше случилось следующее. Едва немцы ушли из дома, туда вбежал советский солдат.

– Где ребята? – спросил он Батову.

– Я их больше не видела, – прозвучало в ответ.

И солдат стремительно вышел из дома. Стал переходить шоссейную дорогу. И вот ведь досада – в этот момент его поймали и арестовали оккупанты. На следующий день от колхозников Батова узнала: гитлеровцам удалось схватить еще одного бойца по имени Иван. Куда делись три других красноармейца – на этот вопрос ответа селянка не знала. Не знала она ничего и о дальнейшей судьбе Ивана.

«Что же касается другого военнослужащего по имени Федор, мне известно следующее. В феврале 1942 года совсем неожиданно для меня в мой дом вошел Федор и рассказал, что его немцы арестовали, как только он вышел из моего дома. После допроса его посадили в автомашину и направили в г. Плавск, где посадили в церковь к другим военнослужащим. В церкви их немцы сильно мучали голодом, не давали по несколько дней абсолютно никакой пищи, сильно избивали, – говорится в материалах о злодеяниях оккупантов, предоставленных редакции пресс-службой Управления ФСБ России по Тульской области. – Ввиду таких нечеловеческих условий много военнослужащих умерло. Сам он был уже больной, ноги были обморожены и чувствовал себя исключительно болезненно. На мой вопрос, как ему удалось вырваться из немецкого плена, Федор ответил: «Совершил побег в тот момент, когда немцы этапировали в свой тыл. В связи с быстрым наступлением Красной Армии у немцев возникла паника. Воспользовался этим, удалось бежать».

Федор пробыл в доме Батовой двое суток. За это время бывший пленник немного отдохнул. С помощью гостеприимной хозяйки привел в порядок обувь и одежду. А когда уходил, пояснил: ему приказано направляться в Епифань, так как там находится штаб его соединения.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий