Без срока давности

15:53, 11 апреля 2022

«Труп Гайнутдинова лежал в бомбоубежище». Подробности трагедии в Киреевском районе

«Труп Гайнутдинова лежал в бомбоубежище». Подробности трагедии в Киреевском районе

Зиятдин Гайнутдинов. Имя и фамилию этого человека, убитого немецкими захватчиками, хорошо знают в Киреевском районе. Но все ли знают, при каких обстоятельствах он погиб? Ответ на этот вопрос удалось найти в материалах, предоставленных пресс-службой Управления ФСБ России по Тульской области.

ДОСЬЕ

Зиятдин (Зиятуин) Гайнутдинов. Родился в 1905 году. Рабочий шахты № 18 треста «Болоховуголь». До войны был слесарем, замещал парторга. Член ВКП(б). Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт. В августе 1941-го был ранен, лежал в госпитале во Мценске (Орловская область). Оттуда пришел в Тулу (покинул ее, когда гитлеровцы приближались к оружейной столице), затем лечился в Болоховском госпитале. После эвакуации госпиталя пришел на шахту №18, где проживала его семья. В период оккупации находился в разведке партизанского отряда.

Со слов Евгении Ильиничны Гайнутдиновой (жены Зиятдина Гайнутдинова, 1910 года рождения, проживавшей при шахте №18), «когда нависла опасность оккупации территории, Гайнутдинов остался здесь вместе со штабом наших по заданию. Когда пришли немцы, штаба уже здесь не было (это было 19 ноября 1941 года в 3 часа дня). Гайнутдинов вернулся с разведки 18 ноября (штаб в это время перешел в другое место)». А 19 ноября примерно в 20 часов в квартиру ворвались два немца. Визитеры назвали имя, фамилию, должность Гайнутдинова – и увели мужчину с собой. Примерно через полчаса в квартиру пришел немец, хорошо говоривший по-русски, «бросил на комод наган, вымыл одеколоном руки и вытер их о скатерть, потом стал требовать от хозяйки поесть, но так как есть было нечего, он сказал: «Стань к стенке, я тебя пристрелю».

«Мать схватила самого маленького из детей и вышла в коридор, – говорится в документе. – После этого была дана команда солдатам произвести в доме обыск и забрать лучшие вещи. Они обшарили все уголки, из погреба унесли вещи мужа – сапоги, костюм, нижнее белье – и ушли. Тот, который говорил по-русски, остался ночевать. Только утром, 20 ноября, соседка Жидкова, мужа которой тоже расстреляли немецкие бандиты, рассказала, что Гайнутдинов и ее муж лежат вместе расстрелянные немцами в поле. Трупы лежали в поле 3 дня. По просьбе жены убитого Гайнутдиновой Е. И. рабочие шахты № 18 сослуживцы мужа Тарапун, Тимошенко и Гущин убрали труп Гайнутдинова в бомбоубежище. До этого они ходили в немецкий штаб и просили разрешение убрать труп, им позволили. Труп зверски убитого Гайнутдинова лежал в бомбоубежище до прихода наших войск. Когда Гайнутдинова забрали, немцы избили восьмилетнего его мальчика Леву за то, что он спал, протянув ножки так, что дверь плохо открывалась. Только по приходе наших труп был похоронен в г. Болохово возле памятника Ленину».

Далее в документе сказано, что до оккупации на шахте № 18 работал некий немец помощником (заместителем) главного инженера. Когда гитлеровцы подходили к шахте, этот немец разговаривал с ними. Гайнутдинов доложил об этом в советский штаб, разговорчивого немца арестовали. А потом наш штаб ушел, немец остался на оккупированной территории (сбежал? отпустили?) и – выдал Гайнутдинова и Жидкова фашистам. При германской власти немец «был каким-то начальником: давал задания разгружать уголь, приходил несколько раз за женой Гайнутдинова, чтобы она шла в штаб немецкий, но она не пошла. Немцы были здесь с 19 ноября по 14 декабря 1941 г.». Кстати, немец-шахтер ушел потом вместе с отступавшими гитлеровцами.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Фото Сергея КИРЕЕВА – реконструкция событий 1941 года

Редакция благодарит пресс-службу Управления ФСБ России по Тульской области за предоставленные материалы

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий