Без срока давности

10:24, 13 февраля 2022

Василий Пилипенко и бургомистр Кувшинов. Выезд на разведку к Плавску, или Как в оккупированном Щекино относились к членам истребительного батальона?

Василий Пилипенко и бургомистр Кувшинов. Выезд на разведку к Плавску, или Как в оккупированном Щекино относились к членам истребительного батальона?

В октябре-ноябре 1941 года Василий Пилипенко проживал в оккупированном г. Щекино, а примерно за 10 дней до вступления гитлеровцев в Щекинский район мужчина был зачислен в истребительный батальон города Щекино. До войны этот человек работал на шахте №16 начальником движения.

ДОСЬЕ

Василий Васильевич Пилипенко. Родился в 1913 году. Место рождения – станция Северская, хутор Ново-Алексеевский Краснодарского края. Из крестьян-середняков. Образование 3 класса начальной школы. Проживал по ул. Советской в г. Щекино. Имел паспорт, выданный Щекинским райотделением УНКВД. По профессии портной. Начальник движения шахты №16 треста «Щекинуголь». Женат на Прасковье Никитичне Пилипенко (1907 г.р.; домохозяйка), воспитывал дочь. Военнообязанный (на спецучете). В Великой Отечественной войне не участвовал (не считая периода пребывания в истребительном батальоне). Правительственных наград не имел.

В истребительном батальоне Пилипенко нес караульную службу: охранял почту, электростанцию в городе Щекино. А однажды выезжал на разведку к городу Плавску. Не эвакуировался он из города Щекино потому, что на этот счет истребительный батальон не получил никакого указания, а кроме того, батальон оставался без руководства. Когда немцы оккупировали Щекинский район, члены истребительного батальона просто разошлись по домам.

2 ноября 1941 года. Бургомистр Кувшинов вместе с другим членом истребительного батальона Даниличевым (фамилия изменена; впоследствии этот человек был арестован сотрудниками госбезопасности) пришли на квартиру Пилипенко.

– Проследуй с нами в городскую управу, – приказали визитеры.

Пилипенко подчинился. Там, в городской управе, Василий Васильевич увидел большинство членов истребительного батальона и еще ряд каких-то людей.

– Так, все собравшиеся здесь члены истребительного батальона, слушайте мой приказ. Вы должны являться в горуправу на регистрацию, – произнес Кувшинов.

Со слов Пилипенко, в период оккупации района бургомистр Кувшинов посылал членов истребительного батальона на самые грязные и тяжелые работы: по устройству водопроводов, канализации, на откачку воды из подвала… При этом за эту работу не платил.

А потом примерно 16-17 ноября 1941 года Василия Пилипенко и Никиту Алексеевича Воробьева (летом 1945 года он работал начальником участка шахты №16) вызвали в немецкий штаб, располагавшийся в пос. 2-я группа в г. Щекино. Как все это происходило? В квартиру Пилипенко пришли двое: сотрудник немецкой полиции в Щекинском районе Тихон Федорович Степанов и инспектор особых назначений при бургомистре г. Щекино, работник полиции г. Щекино Кузьма Николаевич Семелеев (фамилия изменена). Эти двое отвели Василия Пилипенко в Щекинскую городскую управу к Кувшинову. Бургомистр обратился к Пилипенко: «Из подвала городской управы нужно откачать воду, а почему ты и другие плохо работаете?»

– Отведете Пилипенко в поселок 2-я группа, – распорядился  затем бургомистр.

Степанов и Семелеев повели Пилипенко в немецкую комендатуру. Там Василия Васильевича принялся допрашивать немецкий офицер с переводчиком. В помещении находились еще два германских офицера. Кувшинова же и представителей горуправы в помещении в тот момент не было.

– Передавал ли ты какие-либо сведения Красной Армии о расположении немецких частей, об их вооружении и о количестве танков, имеющихся в немецких частях? – стал спрашивать Василия Васильевича через переводчика немецкий офицер.

Пилипенко отвечал отрицательно.

– На вас подано заявление! Сознавайся! – требовал от щекинца переводчик.

19 июля 1945 года Пилипенко, рассказывая о событиях периода оккупации, сказал чекистам, что он действительно не знал ничего из того, о чем его спрашивали гитлеровцы. Как не знал он и того, кто мог сообщить немцам о том, что Пилипенко являлся членом истребительного батальона. «При допросе упорно требовали признаваться откровенно, ничего не скрывать, – вспоминал щекинец. – Лучше будет. При этом получил от офицера три удара ладонью по лицу». Пилипенко и Воробьева под арестом в здании немецкой комендатуры в пос. 2-я группа г. Щекино продержали 1,5 суток.

«До работы Кувшинова бургомистром г. Щекино взаимоотношения с ним были нормальные. Личных счетов, ссор не было, – поделился Пилипенко в 1945-м. – Но когда он стал бургомистром, я к нему изменил свои взгляды, так как он заставлял меня работать, выезжал на допросы, где наносили побои».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Благодарим пресс-службу Управления ФСБ России по Тульской области за предоставленные материалы

 

 

 

 

 

 

 

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий