Без срока давности

15:49, 04 марта 2022

Водка, картошка с мясом, расстрел. Трагедия 1941-го в Богимово

Водка, картошка с мясом, расстрел. Трагедия 1941-го в Богимово

Село Богимово во время Великой Отечественной войны входило в состав Алексинского района Тульской области, а ныне относится к Ферзиковскому району Калужской. На его территории разыгралась трагедия, подробности которой мы узнали из материалов, предоставленных редакции пресс-службой Управления ФСБ России по Тульской области в рамках проекта «Без срока давности».

…1941 год, прошло несколько дней после того, как в населенный пункт вступили гитлеровцы. Однажды в 5 часов утра в Богимово приехал немецкий карательный отряд – 20 конников. В дом, где проживал Владимир Борисов, заявились трое: два офицера и один переводчик.

– Накормишь двадцать наших солдат и офицеров и столько же лошадей, – приказал начальник отряда Владимиру Ивановичу.

Борисов в свою очередь отдал распоряжение своему помощнику Федору Александровичу Кишечникову накормить солдат вермахта. А сам остался в доме с офицерами и начальником того отряда. Последний тем временем вынул из сумки записку, прочитал и приказал Борисову: «Срочно вызови ко мне гражданина Климова!».

– Разыщи мне Климова в деревне и позови его сюда, – обратился Борисов к Кишечникову.

Климов пришел уже через несколько минут.

– Пусть жена Борисова, Борисов и Кишечников выйдут из дома, – сказали немецкие офицеры и остались с Климовым, начали с ним о чем-то разговаривать. Прошло еще несколько минут. Наконец, из дома вышли начальник карательного отряда, Климов и куда-то пошли по селу. Начальник вернулся, но один. Борисов с супругой и Кишечниковым вошли в дом. «Через несколько минут немецкий солдат привел председателя нашего сельсовета Ульянцева Ивана Федоровича, – вспоминал Владимир Борисов 3 марта 1942 года события оккупационного периода. – Начальник отряда тут же задал Ульянцеву вопрос: «Ну, говори. Ты говорил, что за твоей спиной стоят пятьдесят человек». Ульянцев на это ответил так: «Мало пятьдесят человек. В одной деревне Богимово найдется пятнадцать человек». «Говори, кто?», – потребовал от Ульянцева начальник карательного отряда, вынул лист бумаги и подготовился записывать. Ульянцев назвал: «Отдельнов Василий Яковлевич с двумя сыновьями». Начальник записал и тут же обратился ко мне с вопросом: «Это верно будет?». Я ответил: «Это неверно, ваше высокоблагородие. У Отдельнова один сын находится в Красной Армии, а другой сын еще маленький, а сам Отдельнов инвалид и неспособный на что-либо. Если вам нужно, я его сейчас вызову, и вы убедитесь сами». Тогда он зачеркнул и стал о чем-то говорить на немецком языке с офицерами. Обращаясь опять к Ульянцеву, от стал требовать от него других лиц. Ульянцев ничего не ответил». Получается, что Ульянцев просто издевался над немцем, давая ему нелепые ответы, а то и просто отмалчиваясь?

После этого начальник немецкого карательного отряда встал и приказал Ульянцеву и солдату вместе с ним выйти на улицу. Борисов и два офицера остались в доме. Прошло 10-15 минут. Начальник вернулся в дом.

– Завтрак готов? – спросил он Владимира Борисова.

– Да, – ответил Владимир Иванович.

Начальник отряда тут же сел за стол, достал водки и выпил. Поел картошки с мясом, после этого все покинули жилье.

«Проводив немцев, я узнал от крестьян, что председатель сельского совета Ульянцев Иван Федорович расстрелян и его уже закопали через два дома от меня. Карательный отряд из Богимово выехал в деревню Криворезово (ныне Ферзиковского района Калужской области. – Прим. ред.)», – добавил Борисов.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Фото Сергея КИРЕЕВА

На снимке: реконструкция событий 1941 года

 

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий