Без срока давности

16:30, 09 ноября 2022

Злодеяния в Подхожих Выселках, или Официант Патт, отправившийся на Восточный фронт

Злодеяния в Подхожих Выселках, или Официант Патт, отправившийся на Восточный фронт

Наше издание в рамках совместного с пресс-службой Управления ФСБ России по Тульской области проекта «Без срока давности» продолжает рассказ о расстреле гитлеровцами в деревне Под-Выселки (Подхожие Выселки) Веневского (ныне Новомосковского) района.

Напомним, в мае 1948 года оперуполномоченный оперотдела Управления лагеря № 323 разговаривал с советским военнослужащим (старшим матросом с Балтфлота) Владимиром Хромушкиным, который поделился подробностями убийства немцами 21 человека – это были односельчане и тульские колхозники.

– Уточните, немец-переводчик принимал участие в сопровождении советских граждан к месту расстрела и в самом расстреле? – спросили Владимира Степановича.

– При самом расстреле группы советских граждан я не присутствовал и поэтому не знаю обстоятельства самого расстрела и кто конкретно расстреливал их, в частности, не знаю, принимал ли участие в расстреле немец-переводчик. Также не помню, сопровождал ли немец-переводчик советских граждан к месту расстрела.

Не мог Хромушкин назвать и фамилии, имена, должности, звания немцев (включая переводчика), которые арестовали и ликвидировали наших земляков в Подхожих Выселках. После этого ему показали фотокарточку и спросили: известен ли Хромушкину запечатленный на снимке человек? «Личность этого человека мне известна, – последовал ответ. – На фотокарточке, предъявленной мне, сфотографирован тот самый немец-переводчик, который со списком в руках стоял на крыльце правления колхоза «Смычка» во время ареста и расстрела 21 человека советских граждан деревни Под-Выселки в декабре 1941 года». По мнению Владимира Хромушкина, оккупантам в выявлении советских активистов (в частности, его отца – Степана Васильевича Хромушкина, который до прихода немцев трудился председателем колхоза «Смычка» в деревне Под-Выселки, председателя Подвыселковского сельсовета Василия Лаврентьевича Трескова и бригадира колхоза «Смычка» Аграфены Степановны Тресковой) помогала колхозница колхоза «Смычка». «Я лично видел, как <она> стояла вместе с немцем-переводчиком на крыльце правления колхоза в день расстрела немцами 21 человека и посылала меня, а затем Ежова Николая за моим отцом. Кроме того, при мне она посылала в качестве проводника своего сына (впоследствии он был призван в Красную Армию и убит на фронте) вместе с немцами за Тресковым Василием Лаврентьевичем и Тресковой Аграфеной Степановной. В настоящее время <она> должна проживать в деревне Под-Выселки. Вместе с этим, в то время, когда немец-переводчик в день расстрела советских граждан проверял их по имевшемуся у него списку, <она> по существу характеризовала ему этих советских граждан, говоря, что тот-то хороший, тот-то плохой, и двоих – Подовинникова Владимира Петровича и Архипцева – она таким образом вывела из строя. Немец-переводчик отпустил их домой».

8 мая 1948 года в городе Щекино в лагерном отделении № 12 оперуполномоченный оперотдела Управления лагеря № 323 в присутствии оперуполномоченного и начальника санчасти этого лаготделения предъявил Владимиру Хромушкину для опознания 3 военнопленных – это были Роман Рудольф Шимилевский, Ойген Алоис Курц и Карл Алоис Майергофер. Но старший матрос заявил, что никого из них не знает.

Надо сказать, что после войны компетентные органы вели серьезную работу по выявлению среди немецких военнопленных лиц, которые могли принимать участие в преступлениях на территории Тульской области: они опрашивали пленных, очевидцев злодеяний. Вот только один пример. 27 февраля 1948-го следователь оперотдела Управления лагеря № 323 пообщался с Кристианом Паттом – этот человек находился в Туле в лаготделении № 19.

ДОСЬЕ

Кристиан Йозеф Патт, немец. Родился в 1915 году в Кельне (город в земле Северный Рейн – Вестфалия в Германии). По социальному происхождению из служащих. Образование – 8 классов народной школы, в 1931 году после ее окончания поступил в Кельнскую трехгодичную кулинарную школу, которую окончил в 1934 г. и затем работал в Кельне официантом в столовой фирмы «Райнкабелс», занимавшейся изготовлением кабелей. Официантом работал до призыва в германскую армию (до 1938 г.). В НСДАП не состоял, общественно-политической деятельностью не занимался. Военное звание – унтер-офицер. Участник боевых действий на Восточном фронте. Наград не имел. Получил одно ранение. Был женат, имел пяти- и трехлетнего сыновей, которые вместе с матерью проживали в Кельне.

– Будучи призванным в германскую армию, я был зачислен в состав 1-й кавалерийской дивизии в качестве солдата, – сообщил о себе Патт. – В указанной дивизии, которая дислоцировалась в Восточной Пруссии, а затем после начала войны Германии с Советским Союзом вела бои с частями Красной Армии в районе городов Брест-Литовск – Гомель (территория Белоруссии. – Прим. ред.), я служил до мая 1942 года. В мае 1942 г. 1-я кавалерийская дивизия с Восточного фронта была снята и направлена во Францию, где эта дивизия была переформирована в 24-ю танковую дивизию. В августе 1943 года 24-я танковая дивизия (в ее составе и я в качестве рядового солдата) была переброшена на Восточный фронт в район города Курска, а затем Сталинграда. В ноябре того же 1943 года я с остатками 24-й танковой дивизии, разбитой русскими под Сталинградом, был переведен в Германию в город Заган (город Жагань в западной Польше. – Прим. ред.), где я находился, неся гарнизонную службу, до ноября 1944 года.

А затем в составе вновь пополненной 24-й танковой дивизии Кристиан Патт был направлен в Чехословакию, где воевал против частей Красной Армии, – до января 1945-го. Получил отпуск (и это под конец войны) и уехал в германский город Лейпциг (туда была эвакуирована семья Патта).

– После окончания с марта 1945 года отпуска я был направлен в 17-ю танковую дивизию, находившуюся в то время на территории Чехословакии, – продолжил военнопленный.

В этой дивизии стрелок унтер-офицер Патт служил до момента пленения красноармейцами – это произошло 9 мая 1945 года. Его спросили: был ли он на территории Тульской области? Ответ был отрицательным.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

На фото – реконструкция событий Великой Отечественной войны

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий