Культура

21:33, 19 июня 2012

Солнце на струнах

Солнце на струнах

Для фанатов, знатоков и поклонников хорошей музыки приезд в наш город группы «ДиДюЛя» и ее лидера, белорусского композитора и исполнителя, стал событием: на концерте был аншлаг. Валерий Дидюля, который вот уже более десяти лет считается лучшим гитаристом – как в России, так и в ближнем зарубежье, смог вернуть интерес к своему любимому инструменту: слушатели вновь влюбляются в романтический перебор струн.

Он считается одним из самых загадочных исполнителей: никогда не поддерживает разговор о личной жизни, но долго может говорить о главном для себя – о музыке. Поклонникам известно, что родился Дидюля в городе Гродно, первую гитару ему, тогда пятилетнему, подарила мама, а сейчас в его коллекции двадцать пять инструментов, и каждый – со своей историей. Самый известный из его дисков, «Фламенко», вот уже более десяти лет находится на пике популярности. А альбом «Неснятое кино», записанный совместно с симфоническим оркестром, высоко ценится меломанами.
Новая программа «Музыка солнца», с которой Валерий Михайлович выступил в Туле, не разочаровала собравшихся в зале ДК ТОЗ. Невероятно сложные, прекрасные композиции завораживали. Словно велся рассказ о поездках, встречах, случившихся в разных уголках земного шара: казалось, зрители совершают путешествие, то поднимаясь в горы, то слушая шум моря. Это тринадцатый альбом, выпущенный мастером за последние двенадцать лет.
– Валерий Михайлович, в вашей группе «ДиДюЛя» появились новые музыканты…
– Да, и они прекрасно вписались в коллектив. Вообще меня окружают профессионалы высокого класса. Это здорово, что судьба дала возможность создать такую команду, которая поддерживает меня во всем, и каждый исполнитель тонко чувствует музыку. Наша работа состоит из нюансов, которыми нельзя пренебрегать, и хорошо, что у меня есть единомышленники не только на сцене, но и за кулисами.
– Что служит толчком к написанию композиции?
– Бывает, спонтанно сыгранная фраза, мелодия или какой-нибудь интересный риф вдруг в конечном итоге становится главной темой. И это все обрабатывается, что-то добавляется, оживляется… А потом я делюсь впечатлениями со зрителями: летаю, парю, путешествую вместе с ними. У меня есть не только географические, но и временные переходы, и даже в другое измерение можно забраться. Промелькнут элементы музыки барокко – и мы окажемся в Средневековье, а оттуда попадем в параллельный мир, а то и на другую планету. И на каждом концерте, несмотря на подобранную программу, все случается по-разному: смотря по моим ощущениям и состоянию на данный момент. Поэтому я нечасто выпускаю новые диски, не леплю их, как пирожки: каждое произведение осмысливается, его нужно прочувствовать не только мне, но и музыкантам, они должны работать как единый механизм, только так возможна полная гармония.
– А если этого не происходит?
– Тогда я исключаю композицию из концерта: значит, она может жить, только зафиксированной в студийном виде, а вынести ее на сцену не представляется возможным. А какие-то вещи, напротив, не хочется записывать, они могут звучать только перед слушателями.
– Вы так тонко чувствуете их настроение…
– Без этого невозможно общение с ними. В начале музыкальной карьеры я довольно долгое время работал звукорежиссером в группе «Белые росы»: сидел за пультом в зрительном зале и наблюдал реакцию людей на происходящее на сцене. И научился улавливать тонкие психологические моменты концерта.
Думаю, надо не просто сочинить музыку, а сделать так, чтобы музыкальная идея была понятна другим. Конечно, важно, как записан материал, насколько он перегружен по звуку, насколько интересна и открыта главная мысль. Поэтому даже самая сложная техника не поможет, если нет простой, светлой до прозрачности главной темы. А еще для успеха важна честность перед зрителями, откровенность, если хотите: их благодарность в ответ чувствуется сразу.
– Есть ли планы дальнейшего развития вашего проекта «ДиДюЛя»?
– Конечно: нужно расширять географию гастролей, быть более агрессивным на рынке сбыта – ведь мне приходится работать не только как композитору, но и как продюсеру, и хочется, чтобы группа стала более яркой, заметной. В мире пишется и выпускается много инструментальной музыки, которая звучит по многочисленным теле- и радиоканалам, так что конкуренция велика. Но смелыми идеями блещут не все композиторы, многие слишком увлекаются самолюбованием, виртуозными пассажами, но меньше всего думают именно о музыке как таковой, о мелодичности. Почему-то сегодня боятся простоты. Да, и у меня есть желание играть иногда сложную, философскую музыку. Но на концертах мы с коллегами представляем разнообразные программы, в которых есть вещи и быстрые, и медленные, и сложные, и громкие, и тихие... Но вот когда я сажусь в студии и начинаю записывать, то понимаю, что та или иная идея требует тонкого подхода и лаконичного изложения. Тогда зрители, слушатели получат удовольствие, будут продолжать верить мне, а я этим очень дорожу.
Марина ПАНФИЛОВА
Фото Елены КУЗНЕЦОВОЙ

Ранее на тему