Культура

19:38, 26 июня 2012

Басни с «динамитом»

Басни с «динамитом»

«Муравей не прав!» – скандировали юные зрители, собравшиеся в зале Тульского государственного театра кукол на спектакль «Басни дедушки Крылова».

Эту постановку в наш город привезли артисты Костромского областного театра кукол, приехавшие на обменные гастроли: туляки сейчас выступают на их сцене со спектаклем «Слоненок».
...А в костромской постановке квартет артистов под руководством Дирижера должен исполнить перед зрителями несколько бессмертных творений известного литератора: «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей» и, конечно же, «Квартет». Но актерам надоело играть одно и то же, и мораль известных с детства басен давно не кажется им бесспорной. Дирижер же, как примерный мальчик, требует делать так, как учили в школе, и ужасно наскучил всем менторскими нотациями. И потому прямо во время представления четверка устраивает бунт, вовлекая в него и публику. Поначалу царит полная неразбериха: Дирижер осмеян, басни (и даже висящий на заднике портрет дедушки Крылова) перевернуты с ног на голову, но затем смысл происходящего становится понятен детям, и они, словно перепрограммировавшись, начинают выкрикивать: «Муравей прав! Прав!..» Бунт заканчивается всеобщим примирением, Стрекоза вальсирует с «кумом милым», Ворона – с Лисой, а у двухмерного баснописца брови от всего происходящего лезут на лоб...
«Нестандартный» спектакль появился на свет после того, как костромичи выиграли грант Союза театральных деятелей РФ, куда обратились с предложением о постановке произведений из школьной программы. Там идею кукольников и их главного режиссера и автора пьесы Михаила Логинова поддержали и выделили средства. «Басни», премьера которых состоялась в октябре прошлого года, уже показывались на Ивановском фестивале кукольных театров «Муравейник», были обкатаны на разных площадках в Костромской области. Декорации здесь самые простые: передвижные ширмы, через которые выходят на сцену и люди, и куклы, – их можно поставить хоть в чистом поле.
На вопрос, в чем же успех постановки, на которую так бурно реагируют зрители, Михаил Юрьевич ответил:
– Дети играют с нами с удовольствием, а вот педагоги то хвалят, то журят, аргументируя тем, что мы вводим ребят в заблуждение, путая в их головах понятия «хорошо» и «плохо». Но в этом спектакле  заключена сознательная провокация, заложенная самим Иваном Андреевичем Крыловым. И тут можно сослаться на еще одно фундаментальное имя: Лев Семенович Выгодский, автор хрестоматийной книги «Психология и искусство», целую главу посвящает популярным басням. И там он утверждает, что, в отличие от Эзопа и Лафонтена, Крылов закладывает в свои произведения принцип противоположностей – «противоходов». Вспомним, как в детстве нам было жалко замерзающую Стрекозу, и Волка на псарне, и многих других, вроде бы отрицательных персонажей. Мораль утверждает одно, а вот у читателей впечатление другое. Вспомним и строчки Марины Цветаевой: «И если Волка затравили, то я – за Волка». Вот и Выгодский утверждает, что это все – динамит, сознательно «заложенный» Иваном Андреевичем. Ну а мы лишь прислушались к классику. И самое главное: дети не подводят – они правильно во всем разбираются…
Мария РОДИОНОВА
Фото Елены КУЗНЕЦОВОЙ