Культура
19:45, 23 июля 2012
Это вам не в куклы играть!..

Народного мастера России, члена Союза художников РФ и Международной федерации художников, научного сотрудника объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей» Ирину Агаеву с ее пестрыми «друзьями» заметишь сразу. На любой выставке, ярмарке лоскутные игрушки Ирины Владимировны привлекают всеобщее внимание, радуют глаз.
Вот и весной нынешнего года, когда она разложила их на прилавке во время VI Всероссийского фестиваля народного творчества, проходившего в Москве, к тульской мастерице подошли сотрудники ВГТРК «Россия – Культура». И рассказали, что творческая мастерская «Студия А», а также Государственный российский дом народного творчества сейчас работают над телепроектом «Пряничный домик», который состоит из нескольких частей и будет посвящен нашему древнему городу и его умельцам. И одну из серий решили снять о народных куклах тульского края, которых Агаева много лет изучает.
Пара месяцев ушла на подготовительную работу, москвичи направили официальное письмо директору ТОИАЛМ Нине Немовой с просьбой разрешить съемки на территории одного из филиалов музея. Затем решено было, что лучше всего для антуража подходит музей В. В. Вересаева – городская усадьба с одноэтажным домом и великолепным садом, в котором благодаря сотрудникам с ранней весны до поздней осени пестреют клумбы.
Героиня программы тоже готовилась: подбирала соответствующий материал, из которого ей потом, на экране, предстояло «ваять» лоскутные фигурки, принесла из дома старинную скатерть, чтобы застелить стол, еще кучу разных мелочей и даже старинные фотографии из семейного альбома.
А потом в Тулу приехали члены съемочной группы: автор программы Елизавета Антипова, режиссер Надежда Яковлева, операторы, видеоинженер. Съемки длились пять часов. Сначала, по замыслу, Ирина Владимировна шла навстречу камере в современной одежде, а потом вдруг оказывалась в старинном костюме, и – начиналась сказка. На радость телевизионщикам именно в это время в музей пришла посетительница с маленькой девочкой, и ребенок с таким увлечением стал играть в тряпичных кукол, что забыл про камеру, – кадры получились просто на удивленье. Привыкшая к разным Барби и Кенам девочка так заинтересовалась игрушками далеких предков, что устроила с ними целое представление.
А потом наша знаменитая мастерица учила зрителей делать бесшитьевых, как их издревле именуют, кукол, рассказывала о разных техниках, которые применялись при изготовлении всех этих «барынь» и «столбушек». Поскольку на дворе лето, то фигурки были, соответствующие празднику Троицы: все в зеленых тонах, украшенные травами и цветами. И из-под ее ловких пальцев появлялись «русалка», «березка», «кукушка», «семик и семичиха» – гордые в своей архаичности, в ярком русском ситце.
Еще Ирина Владимировна рассказала, как делать куклу-скрутку для самых маленьких, которую наши прабабки изготавливали из платка.
Апофеозом стала кукла-мокрядина: такую делали в дождливый год, чтобы «мокрость» прекратилась, сено не гнило, урожай созревал. Агаева вспоминала, что про этот обряд ей поведали жившие в Чернском районе две старушки – сестры Гордеевы, которые родились в 20-х годах ХХ века, а они переняли этот обычай от своей бабушки. Тогда всем селом делали фигурку с белым лицом, на котором угольком рисовали капельки-слезы. Это была кукла одного дня, и когда ее, украшенную зеленью, носили по деревне, то плакали, как и полагалось, впричет: «Ты, молодая, померла, а мы, старые, живем!..» Потом торжественно хоронили, отмечали веточкой место «могилы». На съемках передачи тоже хотели поначалу провести этот частичный обряд. Но Ирина Владимировна создала столь изумительную «мокрядину», что москвичам стало жаль закапывать в землю этакую красоту…
Агаева, много лет ездившая в экспедиции по Тульской области, обнаружила десятки типов тряпичных кукол, игровых и обрядовых. А всего по северным, центральным и южным губерниям страны она собрала их более 70 вариантов различных конструкций.
– То, что мне удалось собрать, – игрушки, которые по памяти могли сотворить старики, – поделилась народная умелица. – Разумеется, при раскопках тряпичных кукол найти не удается, этот материал быстро гниет. Иное дело – глиняные «потешки», деревянные игрушки и даже кожаные мячи, которые находили археологи в Новгороде, Рязани, Москве, Коломне. Эти древние забавы свидетельствуют о высокой культуре наших предков. И эти фигурки полны смысла: в них повторяется то, что закреплено традициями, что целесообразно и совершенно, выверено веками в труде и творчестве. Наблюдательным воспитателем был русский народ!
Примечательно, что взрослые с большим вниманием относились к детским играм, никогда не разрушали ребячьих построек, не выбрасывали их забавы. Ведь игра и игрушка были необходимы, чтобы передать опыт старшего поколения младшим. И именно в деревенской среде, где люди близки к земле, природе, дольше сохраняются обычаи прошлого. Постепенно игрушки потеряли магическое значение, забылся их символический смысл, но не утратилось то, что составляло духовную ценность народной культуры…
Марина ПАНФИЛОВА
Фото Андрея ЛЫЖЕНКОВА
Ранее на тему
17 июля, 21:01
12 июля, 21:01
10 июля, 20:59
09 июля, 20:56