Рекламный баннер.

Культура

19:45, 23 июля 2012

Это вам не в куклы играть!..

Это вам не в куклы играть!..

Народного мастера России, члена Союза художников РФ и Международной федерации художников, научного сотрудника объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей» Ирину Агаеву с ее пестрыми «друзьями» заметишь сразу. На любой выставке, ярмарке лоскутные игрушки Ирины Владимировны привлекают всеобщее внимание, радуют глаз.

Вот и весной нынешнего года, когда она разложила их на прилавке во время VI Всероссийского фестиваля народного творчества, проходившего в Москве, к тульской мастерице подошли сотрудники ВГТРК «Россия – Культура». И рассказали, что творческая мастерская «Студия А», а также Государственный российский дом народного творчества сейчас работают над телепроектом «Пряничный домик», который состоит из нескольких частей и будет посвящен нашему древнему городу и его умельцам. И одну из серий решили снять о народных куклах тульского края, которых Агаева много лет изучает.
Пара месяцев ушла на подготовительную работу, москвичи направили официальное письмо директору ТОИАЛМ Нине Немовой с просьбой разрешить съемки на территории одного из филиалов музея. Затем решено было, что лучше всего для антуража подходит музей В. В. Вересаева – городская усадьба с одноэтажным домом и великолепным садом, в котором благодаря сотрудникам с ранней весны до поздней осени пестреют клумбы.
Героиня программы тоже готовилась: подбирала соответствующий материал, из которого ей потом, на экране, предстояло «ваять» лоскутные фигурки, принесла из дома старинную скатерть, чтобы застелить стол, еще кучу разных мелочей и даже старинные фотографии из семейного альбома.
А потом в Тулу приехали члены съемочной группы: автор программы Елизавета Антипова, режиссер Надежда Яковлева, операторы, видеоинженер. Съемки длились пять часов. Сначала, по замыслу, Ирина Владимировна шла навстречу камере в современной одежде, а потом вдруг оказывалась в старинном костюме, и – начиналась сказка. На радость телевизионщикам именно в это время в музей пришла посетительница с маленькой девочкой, и ребенок с таким увлечением стал играть в тряпичных кукол, что забыл про камеру, – кадры получились просто на удивленье. Привыкшая к разным Барби и Кенам девочка так заинтересовалась игрушками далеких предков, что устроила с ними целое представление.
А потом наша знаменитая мастерица учила зрителей делать бесшитьевых, как их издревле именуют, кукол, рассказывала о разных техниках, которые применялись при изготовлении всех этих «барынь» и «столбушек». Поскольку на дворе лето, то фигурки были, соответствующие празднику Троицы: все в зеленых тонах, украшенные травами и цветами. И из-под ее ловких пальцев появлялись «русалка», «березка», «кукушка», «семик и семичиха» – гордые в своей архаичности, в ярком русском ситце.
Еще Ирина Владимировна рассказала, как делать куклу-скрутку для самых маленьких, которую наши прабабки изготавливали из платка.
Апофеозом стала кукла-мокрядина: такую делали в дождливый год, чтобы «мокрость» прекратилась, сено не гнило, урожай созревал. Агаева вспоминала, что про этот обряд ей поведали жившие в Чернском районе две старушки – сестры Гордеевы, которые родились в 20-х годах ХХ века, а они переняли этот обычай от своей бабушки. Тогда всем селом делали фигурку с белым лицом, на котором угольком рисовали капельки-слезы. Это была кукла одного дня, и когда ее, украшенную зеленью, носили по деревне, то плакали, как и полагалось, впричет: «Ты, молодая, померла, а мы, старые, живем!..» Потом торжественно хоронили, отмечали веточкой место «могилы». На съемках передачи тоже хотели поначалу провести этот частичный обряд. Но Ирина Владимировна создала столь изумительную «мокрядину», что москвичам стало жаль закапывать в землю этакую красоту…
 Агаева, много лет ездившая в экспедиции по Тульской области, обнаружила десятки типов тряпичных кукол, игровых и обрядовых. А всего по северным, центральным и южным губерниям страны она собрала их более 70 вариантов различных конструкций.
– То, что мне удалось собрать, – игрушки, которые по памяти могли сотворить старики, – поделилась народная умелица. – Разумеется, при раскопках тряпичных кукол найти не удается, этот материал быстро гниет. Иное дело – глиняные «потешки», деревянные игрушки и даже кожаные мячи, которые находили археологи в Новгороде, Рязани, Москве, Коломне. Эти древние забавы свидетельствуют о высокой культуре наших предков. И эти фигурки полны смысла: в них повторяется то, что закреплено традициями, что целесообразно и совершенно, выверено веками в труде и творчестве. Наблюдательным воспитателем был русский народ!
Примечательно, что взрослые с большим вниманием относились к детским играм, никогда не разрушали ребячьих построек, не выбрасывали их забавы. Ведь игра и игрушка были необходимы, чтобы передать опыт старшего поколения младшим. И именно в деревенской среде, где люди близки к земле, природе, дольше сохраняются обычаи прошлого. Постепенно игрушки потеряли магическое значение, забылся их символический смысл, но не утратилось то, что составляло духовную ценность народной культуры…
Марина ПАНФИЛОВА
Фото Андрея ЛЫЖЕНКОВА

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий