Культура

11:57, 08 ноября 2019

Адам, Ева и облака

Елена ОЛЕНИЧ

Одна из жемчужин в собрании итальянской живописи Тульского музея изобразительных искусств – полотно известного художника XVII века Доменико Фетти с простым на первый взгляд сюжетом: перед зрителем предстает сцена, в центре которой крестьянская семья на лоне сельского пейзажа.

Мать с двумя детьми расположилась под старым деревом и прядет пряжу, в то время как отец вдалеке возделывает землю, управляя волом. В героях зритель не сразу узнает легендарных персонажей библейской истории – прародителей рода человеческого Адама, Еву с их сыновьями Каином и Авелем.
Фетти (ок. 1588–1623) создал множество алтарных образов и полотен на мифологические, библейские и евангельские сюжеты, был он и автором ряда портретов. Картина «Адам и Ева» из тульского музея демонстрирует нам соединение в творческой манере Фетти реалистического подхода и жанрового начала с по-венециански экспрессивной живописью, наполненной тончайшими тональными разработками в решении колорита. Стилистика произведения близка картинам на темы притч, созданным мастером в начале 1620-х годов. Композиция разворачивается подобно многозвучной музыкальной теме, заполняя все пространство, в котором доминирует главное – образ прародительницы человечества. Напряженные линии рисунка объединяют внутренним движением фигуры Евы и ее детей, продолжаются в очертаниях старого дерева, перекликаются с динамичным силуэтом Адама, поддерживаются формой летящих облаков. В колорите преобладает излюбленная художником серебристо-жемчужная гамма с яркими контрастами желтого, синего, зелено-коричневого тонов.
Фетти случалось писать иные из своих композиций в двух и более вариантах, подчас привлекая к этой работе помощников. Картина «Адам и Ева» также существует в нескольких вариантах. Так, в Англии, в Институте искусств Курто, хранится картина на деревянной основе под названием «Адам и Ева за работой». Еще один вариант, выполненный на холсте и входивший в королевское собрание Людовика XIV, поступил в конце XVII века в собрание Лувра из дворца Фонтенбло. В России вариант «Адама и Евы» принадлежал графам Строгановым в Петербурге. В 1919 году этот вариант стал собственностью Тульского художественно-исторического музея, а затем, с 1939 года, областного художественного музея. В конце 1980-х, в преддверии 400-летия Доменико Фетти, московский искусствовед Е. Н. Седова провела исследование полотна и после сравнения рентгенограмм и данных ультрафиолетового анализа работ из Лондона и Тулы высказала версию, что тульская картина является самой первой, самой ранней из всех вариаций темы «Адам и Ева».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий