Рекламный баннер.

Культура

15:32, 13 сентября 2018

Антипод последней царицы

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Любовь Толкалина – известная актриса, снявшаяся более чем  в 80 фильмах и сериалах. В 2016 году она стала художественным руководителем Культурного пространства «Собор».

На Тульской земле актриса выступила на Фестивале добрых искусств «Бабушкин сад», прошедшем в селе Бехово, рядом с усадьбой Поленово. Это культурный проект, где соединены классическая музыка, театр и живопись с первозданной природой Заокского края. Любовь Толкалина сыграла главную роль в спектакле «Последняя русская царица» – о судьбе жены Петра Первого Евдокии Лопухиной.
– Любовь, как у вас возникла идея создать собственный театр?
– Я работала в театрах Российской армии, «Модерн», «На Таганке»... И поняла, что можно долго ходить, мечтать сыграть что-то и никогда не реализоваться, потому что у продюсеров, директоров театра, художественных руководителей есть какое-то свое мнение и видение меня: что я могу, а что – нет. А собственный театр – прекрасный шанс выйти из старого амплуа и поставить что-то оригинальное.
– Вы целенаправленно искали единомышленников или это получилось само собой?
– Я снималась в Париже. Прогуливаясь, увидела на Монмартре очень красивую иезуитскую церковь – институт центра Святого Фомы, который со Средних веков славится тем, что дает блестящее гуманитарное образование. Выяснила, что в Москве тоже есть филиал, обратилась туда, написала эссе: почему мне необходимо образование в этом институте, меня приняли, и вот уже два года являюсь вольным слушателем на курсах. Со мной в группе учится Савва Старковский. Когда мы знакомились, он сказал, что он – режиссер в своем маленьком театре. Мы подружились и разделили управление этим пространством.
За год в «Соборе» сыграли около 40 спектаклей. Это школьные, студенческие и провинциальные театры. Опыт получился достаточно интересный.
– Расскажите о работе над «Последней русской царицей», пожалуйста.
– Это – мой режиссерский дебют. Никогда не думала, что придется этим заниматься, но не смогла найти на приемлемых условиях ни драматурга, ни режиссера. Так получилось, что я еще и соавтор пьесы. Мне помогала Ольга Столбовская, близкая подруга, которая когда-то снимала меня в первой картине «Я люблю тебя» в главной роли.
Рассказ о взаимоотношениях Петра Первого с Евдокией Лопухиной – первой женой и матерью убиенного царевича Алексея – получился подробным, богатым на эмоции, исторические факты и философские мысли. Он содержит фрагменты писем Петра и Евдокии Лопухиной, документы – проделана очень серьезная исследовательская работа. Честно говоря, я этим спектаклем очень довольна, несмотря на то что физиогномически не похожа на Евдокию Лопухину, даже можно сказать: я – ее антипод.
– Что вас привлекло в этой истории?
– Это очень любопытная тема отношений между полами. За взаимоотношениями Петра Первого и Евдокии Лопухиной кроется точно такая же история, каких много и в наше время. Мне было очень интересно проследить трагедию, которая актуальна по сей день.
– Почему вы начали историю театра с новой пьесы, а не взяли что-то из уже написанного?
– Выбор истории диктовало место, в котором я оказалась. Наше пространство «Собор» – это уцелевшие от пожара 1812 года палаты Лопухиных.
Мне показалось, что это благодатная тема. Мы много знаем о Петре, но крайне мало – о его жене. Когда мы говорим «супруга Петра Первого», почему-то возникает образ Екатерины Первой – Марты Скавронской, и никто не вспоминает о Евдокии. Почти вся информация о ней была уничтожена, при жизни Петра упоминать имя Евдокии было опасно, за это могли отправить в казематы. Царевич Алексей очень любил мать, их разлучили, когда ему исполнилось 7 лет, что серьезно повлияло на его характер.
Евдокия для меня отдельно от Петра и царевича Алексея не существует. Но привлекает не столько ее история, сколько тема родительства как такового. Я сама – мама 17-летнего парня, и случаются ситуации, когда у тебя есть представление, каким должен быть твой ребенок, а он – совсем другой человек. Говорит: «Мама извини, если я не соответствую твоим представлениям».
– Как проходила работа над спектаклем?
– Мы не только собирали документы того времени, но и ездили за благословением в Свято-Покровский Суздальский монастырь. Все знают про Петра Первого – великого государя, но мне хотелось раскрыть его с человеческой точки зрения. Я старалась быть объективной.
Моя дочь Мария Михалкова выступила художником постановки и создала видеомэппинг для спектакля, за что я очень ей благодарна, а сама исполняю несколько песен, поскольку спектакль получился музыкальный.
В начале августа устроили его предпремьерный показ на фестивале «Человек мира» в Суздале. Сцена разместилась на берегу реки Каменки – буквально в нескольких метрах от того места, где Евдокия Лопухина была в заточении. По-моему, это символично. И вот – выступление в селе Бехово на фестивале «Бабушкин сад». Надеюсь, что спектакль будет жить и его поймут люди самых разных поколений.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий