Рекламный баннер.

Культура

10:55, 20 октября 2017

Ажурная душа оружейной столицы

Ажурная душа оружейной столицы

В Туле появилось необычное выставочное пространство. Здесь по стенам развешаны наличники, как в других в музеях – картины.

Диною в жизнь

– Сколько лет мы шли к созданию музея Тульского резного наличника? – вопросом на вопрос отвечает руководитель историко-культурного центра ОЦРИНКИТ Елена Смурова. – Всю жизнь.

Еще в 70-х годах, когда началась очередная волна сноса ветхих деревянных домишек, его идея оформилась достаточно четко, и, кажется, вот-вот была готова материализоваться. Тогда на страницах областных газет стали появлялись публикации, посвященные тульскому деревянному зодчеству. Насчитывалось немало активистов, которые с фотоаппаратам в руках ходили по улочкам старой Тулы, чтобы на снимках эта недолговечная красота обрела бессмертие. Фотографии не затерялись в личных архивах – были переданы в Тульский художественный музей. Газетные страницы сохранили имена фотографов – Н. Касаткин и Н. Савельев.

– Интерес сотен туляков к деревянному зодчеству родного края было не так-то просто сбросить со счетов, и вот музей под открытым небом пообещали открыть на территории кремля. Но, как видно, что-то пошло не так. Минуло больше 40 лет, а музея там нет, да  и кто помнит, что были такие планы, – говорит Смурова.

Резной наличник долгое время был обделен вниманием специалистов. Каприз хозяина дома, но никак не важный элемент народной культуры – примерно так считалось в научном сообществе. При этом само устройство дома изучали подробно: какой была крыша, где складывали печь, как происходило деление на мужскую и женскую половины.

– А ведь быт наших предков был тяжел, не богат свободными минутами. При этом резьба по дереву – кропотливый труд, требовавший много сил и времени. – реабилитирует тульский резной наличник Елена Сергеевна. – А значит, украшали свое жилище не от праздности, значит, видели в таком декоре глубокий смысл. Свою «резную песню» плотник обращал к силам природы, желая защитить дом от напастей. Среди всего многообразия ажурных элементов несложно выделить солярные знаки – символы солнца. Можно встретить наличники с подковой – на счастье. В том, как туляки украшали фасад  своих деревянных домов, как и во всех прочих проявлениях народной культуры четко прослеживается картина мира человека прошлого. Виден здесь и особый характер тульского мастерового человека, наделенного врожденным чувством меры и вкуса.

Лаконичная красота

Дома с деревянными ставнями есть и заграницей, в Венеции, например. Но это – совсем другое. Деревянное зодчество в том виде, каким мы его знаем, встречается только в России, заверяют музейщики.

А вот сходу сказать, чем резные тульские наличники отличны от аналогичного декора в других городах нашей страны, не так-то просто. Пожалуй, самая характерная особенность – это «распадающееся» на три доли навершие. В остальном мотивы перекликаются, хотя все же наш наличник не спутаешь ни с каким другим. Тульский оружейник, мастер по металлу хотел, чтобы дом его был красив, но красота эта обязана быть лаконичной и строгой, без излишеств. Здесь редко встретить резьбу, похожую на взбитую пену, белоснежную кружевную оторочку так характерную для русского Севера. Хотя один такой все же есть среди музейных экспонатов – его забрали с руин дома на Пороховой, 197.

Сотрудники центра, разбуди их хоть ночью, без запинки перечислят адреса, где до сих пор есть дома – образчики деревянного искусства: с резными наличниками, карнизами и фронтонами. В основном они сосредоточены в центре города, Заречье и Пролетарском округе, – иногда жилые, иногда – покинутые.

Дом наоборот

Настоящая история музея резного наличника в Туле началась в 2016 году, когда на базе Объединения центров развития искусства, народной культуры и туризма создали историко-культурный центр. С первых дней существования перед учреждением стояла задача  сделать такую экспозицию и сохранить ускользающую красоту. А еще – создать электронную базу с полной информацией о памятниках тульского деревянного зодчества. Работали быстро, слаженно и уже к осени следующего года отремонтировали здание музея на территории этнодвора «Тульский Левша» на улице 9 Мая. Теперь здесь сосуществуют в близком соседстве все традиционные промыслы нашего края.

В экспозиции музея сейчас 25 точных копий и 30 аутентичных наличников. Подлинникам – по сто лет. Конечно, традиция деревянного строительство в Туле стара, вот только дерево недолговечно. Часть домов снесли, когда в конце XVIII века серьезно перестраивался город. Другие не пережили крупных пожаров XIX века. На тех наличниках, что уцелели, копотью и углями отпечаталась непростая судьба – жилища и его хозяина.

– Буквально на днях нашли полуразрушенный дом на Жуковского, 30 с прекрасными наличниками, – рассказывает Елена. – Жаль дать им погибнуть, будем искать хозяев – попробуем договориться о передаче нам деревянного декора.

В фотобанке музея экспонатов в десятки раз больше.

– Слукавлю, если скажу, что нам не хочется восстановить их все, – признается Елена. – Но тогда не хватит музейных площадей. Нашелся другой выход: установим мультимедийный проектор, чтобы посетители могли смотреть снимки в режиме слайд-шоу.

Новый музей выглядит как «дом наоборот» – внутри него окон в изящной оправе больше, чем снаружи. В день он  принимает до 160 гостей. Здесь несколько экспозиционных пространств, и одно посвящено плотницким инструментам.

По центру зала – верстак, в витринах – струги и скобели, топоры и пилы, а среди них – гибкая и юркая, которую в народе прозвали червяком за эти свойства. Здесь же проходят мастер-классы по работе с деревом, демонстрации плотницкого умения. Самым маленьким посетителям предлагают нарисовать наличник, сделать аппликацию или собрать его из элементов мозайки. Для молодежи сотрудники историко-культурного центра придумали интерактивные программы на стыке традиций и современности. Так, их участникам могут предложить исполнить известные хиты на деревянных музыкальных инструментах.

– Мы красиво сервируем блюдо нашей истории и народной культуры, чтобы его было легче распробовать и полюбить, – улыбается Елена Смурова.

Юлия МОСЬКИНА

Геннадий ПОЛЯКОВ

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему