Культура
18:55, 20 января 2016
Белоснежный, пуховый, невесомый
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
Как только не называли оренбургские пуховые платки – и застывшей музыкой, и морозными узорами, перенесенными с оконного стекла на спицы… Но все сходятся в одном: это подлинные произведения искусства, которые вот уже почти 200 лет казачки создают своими руками.
Небольшая выставка из Оренбургского областного музея изобразительных искусств, посвященная рукотворным шедеврам, открылась в галерее «Ясная Поляна» (на улице Октябрьской в Туле). Здесь не только показывают разнообразные платки, но и рассказывают об истории их появления.
Старший научный сотрудник музея Наталья Харциенко поведала, что заняться этим промыслом женщин вынуждала сама жизнь. Часто казакам приходилось «по воинскому долгу, по приказу государеву» оставлять свой дом и перекладывать на плечи жен заботы о ведении хозяйства. Казачьи поселения к востоку от Оренбурга располагались на землях столь скудных, что заниматься земледелием было невыгодно, а порой даже и невозможно. К тому же урожай мог погибнуть от засухи, нашествия саранчи, а то, что оставалось, – от ранних морозов. И выживали женщины как могли.
Пух местных коз при прядении вытягивался в тончайшую нить, подобную паутине. Вот и пришло смекалистым хозяйкам на ум, что из такого можно делать теплые, но легкие платки. Сначала их вязали для личных нужд, потом они стали товаром, пользующимся большим спросом как на местном рынке, так и за его пределами.
Известный военный инженер генерал-лейтенант Иван Бларамберг, описывая свою поездку по Южному Уралу в 1841 году, в воспоминаниях отмечает: «Преодолев довольно крутые Губерлинские горы, на почтовых станциях я встречал молодых казачьих девушек и женщин, которые в длинные осенние вечера допоздна вязали из тонкой козьей шерсти великолепные платки, иногда легкие, как паутинка, различных рисунков и всех размеров. Платки эти в России, а особенно за границей высоко ценятся и дорого стоят…»
Именно это время стало для оренбургского пухового платка временем триумфа: на различных выставках, в том числе международных, государственные деятели с гордостью демонстрировали шедевры оренбургских мастериц.
Уже в 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне эти изделия были представлены европейской публике, а через десять лет вязаные платки урядницы казачьего войска Марии Усковой были удостоены медали.
В 1877 году великой княгине Марии Павловне по ее личному указанию были доставлены две оренбургские шали.
А в 1890-м по оренбургскому казачьему войску разнеслась весть, что наследник – цесаревич Николай Александрович, возвращаясь из заграничного путешествия, проследует по этим землям. И для вязальщиц его встреча стала определенной выставкой их достижений. Ведь как только Николай Александрович проехал Орск, в каждом населенном пункте ему стали подносить вместе с хлебом-солью и пуховые платки.
Особенно отличились жители поселка Верхнеозерное, где цесаревичу был приготовлен ночлег в доме купцов Кретовых. Квартира была небольшая, но хозяйка украсила вход цветами, полосками лебяжьего пуха и фонариками, а на дверях и окнах повесила гардины из белых ажурных платков. От дома Кретовых до арки, воздвигнутой казаками в честь высокого гостя, вела аллея, сплошь устланная белыми платками, и по этому пуховому облаку были разбросаны цветы. Наследник, подъехав к арке, был приятно поражен, и купчиха Кретова за столь радушный прием получила из его рук бриллиантовый перстень.
Об этих и других удивительных фактах могут узнать посетители выставки. Кстати, в залах разместились не только творения рук оренбургских мастериц, но и вещи, незнакомые современникам. К примеру, прялка для прядения обычной шерсти и веретено – для вытягивания той самой, козьей, в тончайшую нить. Есть и совсем необычный предмет – гусиная трахея, свернутая в кольцо, с зерном внутри: на такие раньше наматывали пряжу в клубок. И когда зимним вечером мастерица, уставшая за день от домашних хлопот, начинала дремать, тихий звук пересыпающихся зерен внутри катающегося клубочка будил ее, напоминая: не время спать, работать надо, деньги зарабатывать…
Платок был популярен всегда, а в середине ХХ века не просто выступал как модное дополнение костюма, но и участвовал в создании образа женщины: ассоциативно его связывали с душевной теплотой, отзывчивостью. И потому часто в художественных фильмах того времени, в кадрах кинохроники на женских плечах лежал оренбургский платок. Так, на выставке можно увидеть фотографии, где запечатлены в шалях актрисы Марина Ладынина, Лидия Смирнова, Валентина Серова, снявшиеся в фильмах «В 6 часов вечера после войны», «Парень из нашего города», «Жди меня».
Значительным событием для оренбургских вязальщиц стало участие во Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, где демонстрировали свои изделия 56 стран. Советский павильон был одним из самых посещаемых, а когда решался вопрос, что преподнести в качестве презента бельгийской королеве, решение было единодушным: пуховый платок (от которого, кстати, ее величество пришла в восторг).
И сегодня известные модельеры, создавая коллекции в русском стиле, не забывают о платках. Недаром и открытие выставки началось с дефиле, когда современные красавицы прошествовали по залу галереи «Ясная Поляна» в изделиях оренбургских вязальщиц.
А выступавшие на открытии сотрудники музея рассказали, что данная выставка с успехом путешествует не только по России, но и за границей: недавно, к примеру, вернулась из Непала.
Елена КУЗНЕЦОВА
Как только не называли оренбургские пуховые платки – и застывшей музыкой, и морозными узорами, перенесенными с оконного стекла на спицы… Но все сходятся в одном: это подлинные произведения искусства, которые вот уже почти 200 лет казачки создают своими руками.
Небольшая выставка из Оренбургского областного музея изобразительных искусств, посвященная рукотворным шедеврам, открылась в галерее «Ясная Поляна» (на улице Октябрьской в Туле). Здесь не только показывают разнообразные платки, но и рассказывают об истории их появления.
Старший научный сотрудник музея Наталья Харциенко поведала, что заняться этим промыслом женщин вынуждала сама жизнь. Часто казакам приходилось «по воинскому долгу, по приказу государеву» оставлять свой дом и перекладывать на плечи жен заботы о ведении хозяйства. Казачьи поселения к востоку от Оренбурга располагались на землях столь скудных, что заниматься земледелием было невыгодно, а порой даже и невозможно. К тому же урожай мог погибнуть от засухи, нашествия саранчи, а то, что оставалось, – от ранних морозов. И выживали женщины как могли.
Пух местных коз при прядении вытягивался в тончайшую нить, подобную паутине. Вот и пришло смекалистым хозяйкам на ум, что из такого можно делать теплые, но легкие платки. Сначала их вязали для личных нужд, потом они стали товаром, пользующимся большим спросом как на местном рынке, так и за его пределами.
Известный военный инженер генерал-лейтенант Иван Бларамберг, описывая свою поездку по Южному Уралу в 1841 году, в воспоминаниях отмечает: «Преодолев довольно крутые Губерлинские горы, на почтовых станциях я встречал молодых казачьих девушек и женщин, которые в длинные осенние вечера допоздна вязали из тонкой козьей шерсти великолепные платки, иногда легкие, как паутинка, различных рисунков и всех размеров. Платки эти в России, а особенно за границей высоко ценятся и дорого стоят…»
Именно это время стало для оренбургского пухового платка временем триумфа: на различных выставках, в том числе международных, государственные деятели с гордостью демонстрировали шедевры оренбургских мастериц.
Уже в 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне эти изделия были представлены европейской публике, а через десять лет вязаные платки урядницы казачьего войска Марии Усковой были удостоены медали.
В 1877 году великой княгине Марии Павловне по ее личному указанию были доставлены две оренбургские шали.
А в 1890-м по оренбургскому казачьему войску разнеслась весть, что наследник – цесаревич Николай Александрович, возвращаясь из заграничного путешествия, проследует по этим землям. И для вязальщиц его встреча стала определенной выставкой их достижений. Ведь как только Николай Александрович проехал Орск, в каждом населенном пункте ему стали подносить вместе с хлебом-солью и пуховые платки.
Особенно отличились жители поселка Верхнеозерное, где цесаревичу был приготовлен ночлег в доме купцов Кретовых. Квартира была небольшая, но хозяйка украсила вход цветами, полосками лебяжьего пуха и фонариками, а на дверях и окнах повесила гардины из белых ажурных платков. От дома Кретовых до арки, воздвигнутой казаками в честь высокого гостя, вела аллея, сплошь устланная белыми платками, и по этому пуховому облаку были разбросаны цветы. Наследник, подъехав к арке, был приятно поражен, и купчиха Кретова за столь радушный прием получила из его рук бриллиантовый перстень.
Об этих и других удивительных фактах могут узнать посетители выставки. Кстати, в залах разместились не только творения рук оренбургских мастериц, но и вещи, незнакомые современникам. К примеру, прялка для прядения обычной шерсти и веретено – для вытягивания той самой, козьей, в тончайшую нить. Есть и совсем необычный предмет – гусиная трахея, свернутая в кольцо, с зерном внутри: на такие раньше наматывали пряжу в клубок. И когда зимним вечером мастерица, уставшая за день от домашних хлопот, начинала дремать, тихий звук пересыпающихся зерен внутри катающегося клубочка будил ее, напоминая: не время спать, работать надо, деньги зарабатывать…
Платок был популярен всегда, а в середине ХХ века не просто выступал как модное дополнение костюма, но и участвовал в создании образа женщины: ассоциативно его связывали с душевной теплотой, отзывчивостью. И потому часто в художественных фильмах того времени, в кадрах кинохроники на женских плечах лежал оренбургский платок. Так, на выставке можно увидеть фотографии, где запечатлены в шалях актрисы Марина Ладынина, Лидия Смирнова, Валентина Серова, снявшиеся в фильмах «В 6 часов вечера после войны», «Парень из нашего города», «Жди меня».
Значительным событием для оренбургских вязальщиц стало участие во Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, где демонстрировали свои изделия 56 стран. Советский павильон был одним из самых посещаемых, а когда решался вопрос, что преподнести в качестве презента бельгийской королеве, решение было единодушным: пуховый платок (от которого, кстати, ее величество пришла в восторг).
И сегодня известные модельеры, создавая коллекции в русском стиле, не забывают о платках. Недаром и открытие выставки началось с дефиле, когда современные красавицы прошествовали по залу галереи «Ясная Поляна» в изделиях оренбургских вязальщиц.
А выступавшие на открытии сотрудники музея рассказали, что данная выставка с успехом путешествует не только по России, но и за границей: недавно, к примеру, вернулась из Непала.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий
Ранее на тему
Еще раз про Левшу
15 января, 09:00
«Я наигрался в чиновников и военных!..»
15 января, 09:00
Коллекционируя сказку
11 января, 19:34
Культурные открытия
25 декабря, 09:00