NULL

Культура

19:17, 13 апреля 2015

Берестяная красота

 Ирина СУРКОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

В руках тульского умельца Александра Федорова обыкновенные куски древесины превращаются в предметы кухонной утвари, рамки для фотографий и даже иконы. Помимо этого мастер освоил еще и классическое северное ремесло – плетение из бересты.


Семейное дело
Свои работы Александр Михайлович с удовольствием продемонстрировал корреспондентам «ТИ»,  с которыми встретился у себя на работе в центре народного творчества. Как выяснилось в ходе беседы, резьба по дереву у Федоровых – дело семейное.
– Мой отец был краснодеревщиком, – рассказал мужчина. – Поэтому практически всю мебель в доме, от табурета до буфета, он сделал сам. Так что тонкостям ремесла я учился у папы. В детстве помогал ему как подмастерье, а после армии стал работать самостоятельно.
К слову, в центре хранится лишь малая часть изделий Федорова. Чтобы получше познакомить гостей со своим творчеством, он протянул пухлый фотоальбом. Больше всего журналистов впечатлила изысканная деревянная рамка с невероятно сложным узором.
– Подобную вещь я несколько лет назад приметил на выставке и решил воссоздать, – объяснил Александр Михайлович. –  Вы не поверите, но трудился над ней целый год. Почему так долго? Потому что за инструменты брался, только когда вдохновение приходило.

От 15 и старше
Как рассказал мастер, резьба по дереву не так сложна, как кажется человеку непосвященному. Здесь главное – хорошее пространственное мышление, умение рисовать и, конечно же, предельная осторожность при работе с острыми инструментами. Именно по этой причине туляк рекомендует молодежи постигать азы этого дела не раньше пятнадцатилетнего возраста.  
Сначала на дереве простым карандашом рисуются контуры будущей вещи. Потом ножовкой выпиливается основа (баклуша), которой  с помощью многочисленных резцов и стамесок придается желаемый внешний вид. А в конце работы предмет можно пропитать оливковым или конопляным маслом – тогда ему и влага не страшна, и служить будет дольше.
Если говорить о подходящих породах дерева, то больше всего это ремесло, по мнению Федорова, любит липу. Дуб идеален для вырезания икон, которыми мастер занимается уже восемь лет. На изготовление каждого экземпляра нужен как минимум месяц, если уделять работе хотя бы по 2–3 часа в день.

Ни капли клея

Практически одновременно с резьбой Федоров освоил характерное для севера страны берестяное дело. Случайно увидел сюжет по телевизору и, не раздумывая, взялся за работу.
– Это сейчас миром правит Интернет, где выложены тысячи мастер-классов по любой технике. А в мое время пришлось перелопатить кучу журналов, чтобы научиться. Даже спросить было не у кого – промысел-то не местный, – вспоминает Александр Михайлович.
Первым его изделием стала незатейливая солонка. Время шло, умелец набивал руку и достиг уровня профессионала. Свои работы он  с радостью дарит друзьям и близким. Супруга хранит все хозяйственные мелочи исключительно в берестяных коробочках.
По словам мастера, за материалом для творчества он отправляется прямо в лес, ищет свежеспиленное дерево  с гладким стволом и снимает с него бересту. Для получения красивого узора на поверхности использует нож и тиснение.
– Особенностью этого ремесла является отсутствие клея: края смыкаются «замочком», – подчеркнул Федоров. – Правда, отыскать бересту в наших краях трудновато. Но, как говорится, было бы желание, а возможность найдется.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий