Культура

13:08, 01 ноября 2019

Борис Заволокин: «Я – туляк!..»

Отметил 80-летие единственный в нашем регионе народный артист РФ – актер Тульского академического театра драмы Борис Заволокин. В знак признания личных заслуг и в связи с юбилеем ему было присвоено звание «Почетный гражданин Тульской области».

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Борис Федорович всегда с гордостью говорит о себе: «Я – природный туляк! Все мои корни здесь: деды и прадеды лежат на Всехсвятском кладбище. Я помню детство, окна нашего подвального этажа – как раз вровень с мостовой в доме № 15 по улице Колхозной, то есть – Каминского. В 90-е ее называли «тульским Арбатом», так что я родился на Арбате, хотя песен о нем, как Окуджава, не писал…»
Его «песни» – десятки ролей, неповторимые образы, запоминающиеся зрителям в классических и современных произведениях в театрах разных городов.
Благодаря яркой внешности и самобытному дару он играл героев прошлых веков и современников: Эдмона в «Короле Лире», сэра Тоби в «Двенадцатой ночи», полковника Пинкертона в «Пигмалионе», деда Митю Кузякина в постановке «Любовь и голуби». А за роль ­Сергея в спектакле «Парень из нашего города» в Тверском драмтеатре Заволокин получил много различных премий и грамот – от райкома комсомола до ЦК ВЛКСМ. Ему даже была вручена путевка в Болгарию, и сам Константин Симонов подарил свою книгу с автографом.
В его роду актеров раньше не было: дед, Николай Заволокин, был заместителем председателя губисполкома, отец работал преподавателем в первом техническом училище, которое Борис тоже окончил, и даже успел поработать на оружейном заводе токарем.
А потом поступил в Тульскую театральную студию, которую открыл в нашем городе при драмтеатре Юрий Юровский, там преподавали Казимир Шишкин, Георгий Ригерт.
– Нас пестовали и помогали становлению не только педагоги, но и весь театр: в 1958-м мы были первым послевоенным курсом, – рассказал юбиляр. – Двенадцать человек окончили студию, почти все остались в Туле, а мне хотелось самостоятельности…
Двадцатилетний начинающий актер направился на Западную Украину, в Закарпатье – в город Мукачево, где сразу стал играть главные роли у режиссера Дмитрия Лиховецкого, но вскоре переехал в Астрахань – вслед за своим педагогом Юровским.
– Там местные жители говорят: «Если съешь сазанью голову – будешь жить и работать на Волге», – вспоминает Борис Федорович. – Действительно, уха из сазаньих голов очень вкусная, а примета оправдала себя: я работал и на Нижней и на Верхней Волге: в Астрахани, Калинине, Самаре. А еще был на гастролях в Ульяновске, Владимире, Саратове – «в лесах и на горах». Фактически я объехал всю Россию, не был только на Крайнем Севере, зато добрался до Биробиджана и Хабаровска, работая в Иркутском театре. Потом был юг – Украина, город Николаев, рядом с Одессой, затем – Тверь, где состоялась встреча с Владимиром Вокачем, известным широкой публике по многим кинофильмам, под его режиссурой я сыграл замечательные роли…
В 1989 году Заволокин вернулся в Тулу – уже признанным мастером с широким актерским диапазоном, что сразу оценили зрители. Он стал играть на сцене родного театра в драмах, водевилях, трагедиях. Благодаря природному чувству юмора актер великолепен в комедиях, а глубина личности, талант позволяют ему блистать в классических пьесах.
Муромский в «Свадьбе Кречинского», Лыняев в «Волках и овцах», Яичница в «Женитьбе», Ихменев в «Униженных и оскорбленных», Вукол Потехин в «Чудаках» – лишь малый перечень его работ. Роль Гаврилы Пантелеича в «Медовом месяце Белугина» была особо отмечена сразу на нескольких российских фестивалях, удостоена премии администрации Тульской области «Триумф» в 2006 году. А в 2007-м на фестивале в Тамбове за роль работника Митрича в спектакле «Власть тьмы» актер получил звание лауреата премии имени Н. Х. Рыбакова.
– В числе моих ролей, которые оставили след в душе, – прежде всего Филипп в «Пятой колонне» по пьесе Эрнеста Хемингуэя. Знаю, что в Советском Союзе ее играли двое актеров: Олег Ефремов в Москве и Игорь Дмитриев в Ленинграде, – вспоминает актер. – А еще – Фигаро: его я играл 367 раз, менялись Сюзанны и графини, а я держался. Эпохальных образов у меня, думаю, не было, но воспоминания об иных героях вызывают добрую ностальгию в душе. Например, деда Митю в спектакле «Любовь и голуби» я играл в Куйбышеве в сорок лет с небольшим, а потом в Туле – уже в более старшем возрасте, в дуэте с Евгенией Пчелкиной. А в постановках «Неугомонная бабушка» и «Отдам в добрые руки старую собаку» довелось работать вместе с легендарной Софьей Сотничевской… За шестьдесят лет на сцене – а если добавить учебу, то и за шестьдесят три, – кого я только не играл: коммунистов, купцов, генералов и адмиралов! Роль Норфолка была ролью лорда-хулигана, а Потехин – совсем иной, и он мне был ближе. У этого персонажа есть потрясающие слова: «Этот храм, скверно построенный и полуразрушенный, Русью именуемый, нельзя перестроить стенной живописью. Замажем грязь, трещины – все равно все разрушится, и снова будут грязь и трещины…» Это – призыв к каждому заглянуть в свою душу, избавиться от вранья. Ведь нельзя делать то, во что не веришь, за неверие всегда расплачиваются бездуховностью, потерей идеалов...
Сегодня народный артист РФ Борис Заволокин по-прежнему выходит на сцену в нескольких спектаклях – под аплодисменты зрителей, приветствующих своего любимого исполнителя.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему