Культура

23:59, 13 марта 2023

Бойся своих желаний

Бойся своих желаний

Ирина Мельханова
Фото Елены Кузнецовой
 


Тульский академический театр драмы впервые в своей истории дал мюзикл.

 

Незабываемое старое

«Шагреневая кожа» по мотивам одноименного романа Оноре де Бальзака – история из разряда вечных повествований о человеческих страстях, благодетели и пороке, мечте и отчаянии. О соблазнах и дорогой цене, которую неизбежно придется платить тому, кто по наивности ли, от безысходности, в унынии или приступе тщеславия, из корысти или даже самых лучших побуждений решится на сделку с темной стороной.

IMG_9822.JPG

Философская драма Гете, рожденная в XVIII веке, сочинения Бальзака, Пушкина, Уайльда, созданные в веке XIX – увы, равно актуальны в наше время, едва ли утратят жизненность и в дальнейшем. Так же не имеет решающего значения и место действия. Потому перенесение парижской истории на петербургские улицы практически не меняет ни атмосферу произведения, ни сюжетную линию, действительно близкую к оригиналу.

Рафаэль де Валентен становится Валентином, имя главной героини Полины, как и ее антипода Феодоры и вовсе в изменениях не нуждается. Игорный дом и антикварная лавка, частная газета и нищенская гостиница на окраине – столь же уместны в России, как и во Франции. А музыкальная партия «Петербургские окна» - одна из самых запоминающихся в палитре мюзикла, тем более тонко ведет любовную линию героев, что есть в ней подсознательно близкие, глубоко русские мотивы: самоотречение, жертвенность, сопереживание, надежда…

IMG_9887.JPG

Период колебаний

Французское «le chagrin» не в первую очередь переводимо как «шагрень», то есть, та самая «шагреневая кожа». Куда более используем омоним этого слова, который означает «печаль», «скорбь», «горе», «страдание». Весь этот спектр Валентин приобретет вместе с куском выделанной кожи в антикварной лавке. Бездумно, лихо и отчаянно – вполне по-русски, заключив самую страшную сделку в своей, отныне короткой, жизни.

IMG_0057.JPG

15 поющих артистов и танцевальная группа уложат отмеренные герою годы в два с половиной часа сокрушительного водоворота.

В программке не отмечено ни одного дублера. Непривычно, но и неудивительно. Колоссальная предварительная работа проделана не только артистами, занятыми в постановке, но и педагогом по вокалу Любовью Труфановой, и хореографом Мариной Макаровой. Голос и пластику пришлось ставить практически всем. Пусть музыкальные спектакли в ТАТД – дело уже привычное, мюзикл – уровень совершенно иной.

IMG_0033.JPG

Вал мелодий Кима Брейтбурга с шумом и брызгами раскатится по залу. У кого-то на скулах блеснут переливчатые капли – это музыкальный руководитель спектакля Лариса Козлова постаралась.

Художнику-постановщику мюзикла Александру Дубровину – аплодисменты за общую эстетику сюжета, многофункциональный «мост над Невой», органично вписывающийся в любую из последующих сцен, и отдельная благодарность – за «маятник».

IMG_0019.JPG

Огромный круглый проекционный экран за время повествования становится то луной над головой неудачника, решившегося на последний прыжок в равнодушную быструю воду, то уютным окошком мансарды, за которым теплая осень роняет резные желтые листья, то неумолимыми часами, где каждая шестеренка ведет обратный отсчет никчемной, наполненной страхом жизни… Но в минуты поворотных решений картинка исчезает. Герой будто раскачивает тускло светящийся бледно голубой круг, и тот неумолимо движется по дуге над обреченным. Вправо. Влево. Снова и снова. Словно тот самый шопенгауэровский «маятник жизни», раскачивающийся между страданием и праздностью.

В целом, мюзикл богат находками. Чистый сильный голос Полины – Елизаветы Федоренко, неузнаваемый в гриме Антиквар – Виктор Ананьин, блестящая и пугающе пустая Феодора – Инна Медведева, вызывающий немотивированную симпатию учитель Пореев в исполнении Александру Барактари, Артем Стребляк и Сергей Сергеев, элегантно разряжающие напряжение «фирменным»: «Илья?.. Филипп!»…

IMG_0002.JPG

IMG_9926.JPG

IMG_9979.JPG

IMG_9846.JPG

И исключительно сильная игра Дмитрия Чепушканова, чей князь Валентин Репнин – не просто главный герой, но нерв всей постановки. Браво!

IMG_0023.JPG

Выкройка из шагреневой кожи

Сложный в постановочном отношении и дорогостоящий жанр, мюзикл – серьезный риск для любого театра не столичного масштаба. Провинциальный зритель, как правило, не приучен к его восприятию, а потому зрелищность – еще не гарантия коммерческого успеха.

Режиссер-постановщик «Шагреневой кожи», худрук ТАТД Дмитрий Краснов рискнул. И, судя по реакции зрителей на премьерном показе, прошедшем при аншлаге, не ошибся в расчетах.

«Честно скажу, к мюзиклу мы шли долго», - рассказывает Дмитрий Краснов. - «Поставили несколько чисто музыкальных спектаклей, наработали определенный опыт. И постепенно приближались к масштабному проекту. Артисты были размяты, плюс блистательная команда, поставившая хореографию и вокал, создавшая декорации, костюмы, потрудившаяся над музыкальным и световым оформлением… Очень много внимания подготовке, чистке, студийной обработке звука уделил звукорежиссер Вячеслав Федотов. Не шутка – 22 музыкальных номера!

IMG_9903.JPG

И вот совпало – появился материал. Ким Брейтбург предложил очень интересное в музыкальном плане произведение, либреттисты Евгений Муравьев и Михаил Марфин создали красивый текст, и получилась «Шагреневая кожа», перенесенная в Санкт-Петербург, можно сказать, перекроенная на нашу русскую душу. Нам это даже более понятно. Кажется, мы более всех других рефлексируем по поводу собственных поступков и мотиваций, склонны к анализу своих действий, размышлениям и переживаниям. И получился этакий «Петербург Достоевского» в «Шагреневой коже». Сказка для взрослых.

IMG_9997.JPG

Марина Макарова достойно справилась с нашими мало танцующими артистами. А ведь возрастной разброс тут: от 22 до 60 лет – даже в балете! И артисты большие молодцы – труд был титаническим, а времени очень мало. К репетициям мы приступили с третьей декады января. А тут еще праздники вмешивались, общественные мероприятия… Но в результате – все поют, все танцуют! Хотя далось это потом и кровью.

Я рад тому, что в этой истории многое получилось. Любая трудная работа сплачивает, и наш коллектив стал более сильным, целостным, преодолев множество своих «не могу» и «не хочу». Мы же люди, люди слабые… Про это и история с шагреневой кожей. Человек подвержен и унынию, и лености, и желанию удовольствий. А рано или поздно за все надо отвечать.

Но, если ты это делаешь правильно и живешь не только для себя, но и ради кого-то – есть шанс спастись».

IMG_9825.JPG

***

Спасение души – тема для тульского драмтетра, очевидно, важная, сквозная. Из спектакля в спектакль кочует вечный мотив – отпущения, прощения, надежды. Пусть вскользь, пусть намеком, зрителю дают понять: с нами, в нас есть сила, способная победить любое проклятие.

В подзаголовок мюзикла вынесено слово «рок», и, казалось бы, центральной здесь должна была оказаться тема: «Бойся своих желаний! Желания могут исполниться». Но лейтмотивом постановки стала партия «Любовь не умирает». Не бальзаковская концовка достойна того, чтобы увидеть ее. И услышать.

IMG_0097.JPG 

 

Шагреневая кожа (Рок)

Ближайшие даты исполнения:

28 марта; 8, 19 апреля в 18:30

9 апреля в 12:00


 

Возрастная категория: 16+

Реклама

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий