Культура

21:04, 18 декабря 2012

Четырнадцать, оно же Хачатурян

Четырнадцать, оно же Хачатурян
В Тульской областной филармонии еще летом появился новый вид концертной деятельности: музыкальные кафе-гостиные. Перед публикой уже выступили Геннадий Шеверев, Сергей Руднев, Сергей Лукьянчиков, ансамбль солистов, ансамбль «Услада» устроил для всех новый год в сентябре, а детская филармония порадовала самых маленьких.
Как рассказала художественный руководитель областной филармонии Елена Руднева, все началось с желания артистов развлечь зрителей в летние вечера, когда театры не работают и нет гастролеров. И первый же показ прошел с аншлагом: возле кассы стояли желающие посетить музыкальное кафе с букетами цветов, а билетов на всех не хватило. Теперь завсегдатаи таких вечеров оплачивают места заранее, ждут встречи с любимыми артистами в столь необычной обстановке. И как пояснили некоторые зрители на недавнем вечере, в котором принял участие ансамбль скрипачей, мир закулисья всегда привлекателен. А тут словно приоткрывается занавес – артисты не только поют и играют перед публикой, но и ведут откровенный разговор, рассказывают о курьезах, приколах, произошедших в разное время.
Звучала лирическая музыка Мусоргского, Прокофьева, Рубинштейна, инструменты словно пели о любви, а вел вечер скрипичной музыки гитарист, композитор, аранжировщик Алексей Симоновский, который начал разговор с того, что выражение «жизнь на сцене» часто означает «жизнь за сценой». И то, что происходит по ту сторону рампы, смешное, необычное, а порой и драматичное, не менее интересно поклонникам, чем парадная сторона актерской жизни. У людей творческих обыденное соседствует с тонким и возвышенным, они могут громко смеяться в гримерных и уже через мгновенье так же искренне плакать на подмостках. А в свободное время развлекают окружающих, передавая из уст в уста байки, сложившиеся много лет назад. К примеру, вспоминали, каким образом раньше культура приходила в отдаленные уголки: киномеханик дядя Митя садился на мотоцикл «Урал» и ехал по деревням крутить кино. А название картины сообщали из областного или районного центра по телефону, и оно записывалось на слух. И в результате японский фильм «Легенда о динозавре» превратился в «Легенду о Дине Назаровой» и был бойкотирован селянами, решившими, что это – очередной шедевр о трудовых буднях. А детектив «По тонкому льду» превратился в нечто интригующее: «Потомок Умульду».
Скрипачки вспоминают, как несколько лет назад, приехав в глубинку, прочли на афише, исполненной местным художником и красовавшейся на дверях клуба: «Концерт. Музыкальный ансамбль. (Четырнадцать)». Кстати, в первоначальном варианте предполагалась не цифра, а фамилия – «Хачатурян». Музыка этого композитора, вальс к драме Лермонтова «Маскарад», прозвучала и в музыкальной гостиной. А затем опять последовал рассказ о том, как судьба свела этот коллектив, созданный в середине семидесятых Аллой Труновой, с известнейшим советским аранжировщиком Григорием Заборовым. Сотрудничество с таким мастером автоматически означало переход в высшую лигу, ведь он работал только с лучшими отечественными коллективами, в основном – со столичными.
День сегодняшний вносит свои коррективы в жизнь артистов: они выступают не только на сцене филармонии и различных ДК, но и играют на разных концертных площадках, презентациях. Аудитория тоже пестрая – тут и меломаны, и школьники, и представители различных фирм. Вот однажды позвали тульских музыкантш на вечер, дабы классические мелодии составили фон на крупной презентации. В какой-то момент подошел заказчик, крупный бизнесмен, и заявил, что хочет послушать Бетховена. Произведений этого автора в репертуаре не было, но поскольку профессиональный артист с первой фразы определяет, насколько музыкально образован собеседник, мастерицы со скрипками нашли выход: сыграли нечто из Прокофьева. При этом солидный джентльмен стоял рядом и с видом знатока кивал, словно говоря: именно это я и хотел послушать…
Зрители тоже с удовольствием внимали вальсу этого композитора из «Ромео и Джульетты», аплодировали, смеялись и были согласны с изречением Антона Рубинштейна: «Музыка – это благороднейшее, сердечнейшее, задушевнейшее и тончайшее из всего, что человеческий дух изобрел…»
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Ранее на тему

На эту же тему