Культура
18:50, 12 октября 2015
Что там, в параллельных мирах?
Марина ПАНФИЛОВА
Андрей ЛЫЖЕНКОВ
Зазеркалье, запределье, некая невиданная среда, где жизнь идет по совсем иным законам, – такую реальность создают работы московского художника Юрия Ващенко, чья выставка «Геометрия нонсенса» открылась в Туле в Доме Крафта.
Событие приурочено к Году литературы в России и 150-летию выхода первого издания книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес».
Признанный мастер книжной графики, Ващенко сотрудничает с ведущими издательствами страны, такими как «Детская литература», «Книга», «Мир» и другими.
Английский писатель и его знаменитая маленькая героиня занимают особое место в творчестве российского художника, который оформил и проиллюстрировал «Историю с узелками», «Приключения Алисы в Стране чудес», «Алису в Зазеркалье», «Логическую игру», «Философскую «Алису». Даже на родине Кэрролла исследователи его творчества по-особому относятся к иллюстрациям Юрия Ващенко.
– Работа, где изображена Алиса в центре треугольников, – словно ключ ко всей экспозиции, – сказал на открытии мастер. – Но это просто геометрические фигуры, которые героиня надевает себе на голову, и если вы ищете там какой-то глубочайший смысл, то ошибаетесь. Мы имеем дело с определенного рода литературой, возникшей на грани между смыслом и бессмыслицей. Меня действительно потрясла эта книга в 1982 году. Произведение очень тонкое, и эта степень тонкости затрудняет попадание в материал. Для угадывания нужно обладать особыми художественными свойствами, интуицией, чувством юмора. А у Льюиса все это соединилось…
Юрий Ващенко привел пример из известного текста Кэрролла и использовал его как метафору, описывающую творческий процесс, его сложную траекторию:
– Алиса преследует ускользающий предмет, пытается схватить его, присвоить, поставить на место. Однако это не так просто: предмет ведет себя вполне самостоятельно и не поддается чужой воле. А не происходит ли то же самое с идеей, замыслом, концепцией? Постоянная гонка автора в надежде поймать, остановить мгновение? В результате он только приближается к идее, которая тот же час выскальзывает и оказывается где-то дальше и выше? Остается лишь степень приближения, погоня, путь...
На вопрос, случались ли с ним странные вещи, Юрий Арсеньевич ответил:
– В жизни все бывает. Как сказал Кэрролл: «Заснул я обычным преподавателем, а проснулся знаменитым…» Это удивительное смещение, но такого у меня не было.
Я рад, что приехал в ваш древний город. Прежде всего мы кинулись в Ясную Поляну – это что-то необыкновенное! Масса впечатлений! И хоть были заняты подготовкой к выставке, успели побывать в кремле. Вообще у вас очень красиво: рядом со старой крепостью есть улица Металлистов – название, характерное для Тулы. Потрясающе! Я удивляюсь, как смогли ее когда-то отстроить простые купцы, а их потомки умудрились сохранить. Отдельные дома стоят уцелевшими в каждом городе, но чтобы так!
В Доме Крафта вниманию публики представлены 70 графических работ Ващенко, которые были сделаны для книг, а также объекты и инсталляции, раскрывающие основной образ всей выставки: изменчивость, неоднозначность жизни и творчества.
Тульский художник Александр Карташов, выступая на открытии, отметил:
– Я поздравляю наш город с событием – с тем, что его посетила такая выставка. «Приключения Алисы» не вписываются ни в один стандарт, но, как сказал Оскар Уайльд, «определить – значит ограничить…» А здесь нет рубежей, и фантазия мастера показывает те чудеса, что происходили на страницах книги, где были зеркала, отражающие действительность, потом они перевернулись, и эта действительность выплеснулась наружу. Переход от бесконечного к конечному и обратно сродни поэзии. И ухватить этот ускользающий элемент – задача непростая, тут должно быть тонкое восприятие действительности. У меня много книг про Алису, в том числе – с иллюстрациями Ващенко, отмеченных этой тонкостью, изяществом…
В таком составе произведения Ващенко еще не выставлялись, поэтому проект – уникальный, у туляков есть возможность познакомиться с ним: выставка продлится до 9 ноября.
Андрей ЛЫЖЕНКОВ
Зазеркалье, запределье, некая невиданная среда, где жизнь идет по совсем иным законам, – такую реальность создают работы московского художника Юрия Ващенко, чья выставка «Геометрия нонсенса» открылась в Туле в Доме Крафта.
Событие приурочено к Году литературы в России и 150-летию выхода первого издания книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес».
Признанный мастер книжной графики, Ващенко сотрудничает с ведущими издательствами страны, такими как «Детская литература», «Книга», «Мир» и другими.
Английский писатель и его знаменитая маленькая героиня занимают особое место в творчестве российского художника, который оформил и проиллюстрировал «Историю с узелками», «Приключения Алисы в Стране чудес», «Алису в Зазеркалье», «Логическую игру», «Философскую «Алису». Даже на родине Кэрролла исследователи его творчества по-особому относятся к иллюстрациям Юрия Ващенко.
– Работа, где изображена Алиса в центре треугольников, – словно ключ ко всей экспозиции, – сказал на открытии мастер. – Но это просто геометрические фигуры, которые героиня надевает себе на голову, и если вы ищете там какой-то глубочайший смысл, то ошибаетесь. Мы имеем дело с определенного рода литературой, возникшей на грани между смыслом и бессмыслицей. Меня действительно потрясла эта книга в 1982 году. Произведение очень тонкое, и эта степень тонкости затрудняет попадание в материал. Для угадывания нужно обладать особыми художественными свойствами, интуицией, чувством юмора. А у Льюиса все это соединилось…
Юрий Ващенко привел пример из известного текста Кэрролла и использовал его как метафору, описывающую творческий процесс, его сложную траекторию:
– Алиса преследует ускользающий предмет, пытается схватить его, присвоить, поставить на место. Однако это не так просто: предмет ведет себя вполне самостоятельно и не поддается чужой воле. А не происходит ли то же самое с идеей, замыслом, концепцией? Постоянная гонка автора в надежде поймать, остановить мгновение? В результате он только приближается к идее, которая тот же час выскальзывает и оказывается где-то дальше и выше? Остается лишь степень приближения, погоня, путь...
На вопрос, случались ли с ним странные вещи, Юрий Арсеньевич ответил:
– В жизни все бывает. Как сказал Кэрролл: «Заснул я обычным преподавателем, а проснулся знаменитым…» Это удивительное смещение, но такого у меня не было.
Я рад, что приехал в ваш древний город. Прежде всего мы кинулись в Ясную Поляну – это что-то необыкновенное! Масса впечатлений! И хоть были заняты подготовкой к выставке, успели побывать в кремле. Вообще у вас очень красиво: рядом со старой крепостью есть улица Металлистов – название, характерное для Тулы. Потрясающе! Я удивляюсь, как смогли ее когда-то отстроить простые купцы, а их потомки умудрились сохранить. Отдельные дома стоят уцелевшими в каждом городе, но чтобы так!
В Доме Крафта вниманию публики представлены 70 графических работ Ващенко, которые были сделаны для книг, а также объекты и инсталляции, раскрывающие основной образ всей выставки: изменчивость, неоднозначность жизни и творчества.
Тульский художник Александр Карташов, выступая на открытии, отметил:
– Я поздравляю наш город с событием – с тем, что его посетила такая выставка. «Приключения Алисы» не вписываются ни в один стандарт, но, как сказал Оскар Уайльд, «определить – значит ограничить…» А здесь нет рубежей, и фантазия мастера показывает те чудеса, что происходили на страницах книги, где были зеркала, отражающие действительность, потом они перевернулись, и эта действительность выплеснулась наружу. Переход от бесконечного к конечному и обратно сродни поэзии. И ухватить этот ускользающий элемент – задача непростая, тут должно быть тонкое восприятие действительности. У меня много книг про Алису, в том числе – с иллюстрациями Ващенко, отмеченных этой тонкостью, изяществом…
В таком составе произведения Ващенко еще не выставлялись, поэтому проект – уникальный, у туляков есть возможность познакомиться с ним: выставка продлится до 9 ноября.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий
Ранее на тему
Вместе созидать
12 октября, 18:48
Веди меня и делай что хочешь
09 октября, 09:00
Мастер условного мира
02 октября, 09:40
Лучший, первый, единственный
29 сентября, 18:34