Культура

00:00, 01 июля 2017

Чуть-чуть над чудесами

Марина ПАНФИЛОВА

Сказка Шарля Перро известна всем с детства, но сюжет спектакля «Три Красные Шапочки в красных тапочках», поставленного в Тульском ТЮЗе по пьесе Михаила Новакова, во многом отступает от классической версии.

Как рассказал художественный руководитель театра (и режиссер новой постановки) Владимир Шинкарев, ТЮЗ получил подарок от губернатора – деньги на приобретение новой аппаратуры. Что позволило оборудовать не только репетиционный зал, но и малую сцену, которую организовали в фойе, где артисты – совсем рядом с почтеннейшей публикой.
В этом пространстве все воспринимается иначе, более реально: свет из окон – не огни рампы, и потом – срабатывает камерность пространства, повествование становится более искренним. И главное – появилась возможность ставить «малонаселенные» спектакли, которые легко выво­зить на гастроли.
Пьесы Новакова уже есть в репертуаре ТЮЗа, зритель их любит, и выбор нового произведения был неслучайным: на дворе лето, каникулы, и никто не пожелает внимать «сурьезу» – да будет смех и веселье.
К тому же художник Татьяна Матус создала декорации, которые легко трансформируются, собираются, так что «обкатывать» премьерную вещь будут в летних лагерях. Там подмостки, как правило, тоже небольшие, и яркие – люминесцентного колера – ширмы поместятся на любом сценическом пространстве.
Превалирует, разумеется, красный – недаром он заявлен в названии. Но самое важное, что эта пестрота не является безвкусной, наоборот – все оформление сделано талантливо, лаконично (в соответствии с будущими выездами) и вполне оправдывает главную цель: привлечь внимание юных зрителей и удержать его на протяжении всего показа.
Интонация полуторачасового спектакля – в тон ширмам: не серьезная, а балаганная, задаваемая с первой же сцены. Это сказка для современных children, сыгранная на языке детского спектакля, с переодеваниями и упрощенными характерами, но в ироничном стиле. Здесь все происходит «чуть-чуть над чудесами», над обстоятельным повествованием: без всяких «жили-были» или «в некотором царстве…».
Спектакль получился интересным, а поскольку здесь много музыкальных номеров, но поют не актеры, его можно именовать синхробуффонадой.
А еще это очень динамичное зрелище, где сюжет развивается по нарастающей – так, чтобы держать народ в постоянном напряжении.
Все исполнители работают от души и с размахом – чувствуется, что пьеса-праздник их захватила и каждому удалось создать интересный, узнаваемый образ.
Любимое блюдо сказочных волков – бабуля главной героини – существует лишь гипотетически: где-то там, куда направляется Красная Шапочка (Анастасия Щеглова).
Зато на сцене присутствует другая бабка – Баба-яга (Елена Шишова), уверенная в себе хозяйка жизни, причем ни одна нога у нее не костяная: обе – стройные и весьма эффектно обтянуты лосинами.
Видимо, в этой сказке в ней проснулись материнские инстинкты: носится с Кощеем (Петр Зырянов) как с родным сыном, хочет пристроить – женить на Красной Шапке, да еще получить в приданое волшебную шкатулку. Разумеется, под таким напором опеки Бессмертный соглашается стать «парнем на выданье» и берется за реализацию коварнейшего диверсионного плана по добыванию невесты, точнее – чудесного приданого: вовсю приударяет за местной девочкой Барби в красном головном уборе.
Вообще, злодеи в этой сказке столь симпатичные и харизматичные, что становится ясно: они – неотъемлемая часть не только этой фантасмагории, но и неизменный двигатель жизни, без них – никуда!..
Эту разницу между оболочкой и содержанием подчеркивает режиссер, демонстрируя подрастающему поколению зло под маской обаяния. А вот сожрет ли потом эта парочка новобрачную Красную Шапочку – еще вопрос, зато в этом есть новый виток фарса.
А наивная героиня грезит о прекрасном охотнике (Игорь Берзон), который, разумеется, положителен, но забавен – и в гэгах, и в диалогах, в которые умудряется вкраплять сленговые словечки.
Они присутствуют в тексте Михаила Новакова не назойливо-вульгарно, а чтобы подчеркнуть, что действие приближено к сегодняшнему дню. И фразы «блин горелый», «как гроб среди ясного неба», «Красные Шапочки жгут!» звучат под смех зала.
А помогают влюбленным двое, переодевшиеся ради конспирации в Красных Шапочек, – Колобок (Денис Казаков, Максим Авдеев) и, как ни странно, Серый Волк (Сергей Ковырьянов). Оба – добрые, дружелюбные, желающие сделать все, чтобы в финале был happy end.
– Как всегда, после «обкатывания» на выезде, в театр вернется совсем новый спектакль, – поделился Владимир Шинкарев после премьеры. – Это общеизвестно, и так и должно быть: зрители и актеры непременно внесут свои коррективы. Помните, как мудрые планировщики прокладывают дорожки вокруг жилых домов лишь после того, как жильцы сами их протопчут? То же случается и с нашими постановками: исполнители послушают, над чем смеются в зале, а что непонятно, и попытаются все откорректировать. А если вдруг артистам начнет мешать какая-то деталь в декорациях – они постараются от нее избавиться. В сентябре увидим...
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий